Жизнь и деятельность протопопа Аввакума

«И крестясь, в два перста как учили,
Символ Веры, как есть, сохранив,
Он остался навечно в Сибири,
Для России по-прежнему жив…»

Николай Дикарев

     В   2020 году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума (1620-1682). Священник русской православной церкви, глава старообрядчества, писатель. Он пошел против власти, не подчинившись навязываемым ему церковным догматам, подвергался гонениям, но до последнего дня жизни отстаивал свои убеждения.

     Разногласия протопопа возникли в результате раскола, последовавшего за церковной реформой патриарха Никона. Её задача заключалась в устранение разночтений, которые имелись в церковных книгах и касались проведения обрядов. За основу Никон берет греческие книги, что стало причиной раскола, поскольку старые и новые переводы имели различия.

     Реформа включала ряд нововведений: замена крещения двумя пальцами на троеперстие, движение в церкви не по ходу Солнца, а против и другие. Изменения коснулись не сущности православия, а обрядовой части, однако все это вызвало у людей недовольство, смешанное с гневом к государственному и помещичьему гнету.

    Непримиримость Аввакума, идеолога раскола в православной церкви, с новыми порядками порождает долгий и сложный жизненный путь: скитания по Сибири, потеря сыновей, преследования со стороны церковных и земских властей.

    Многие страницы его жизни нашли отражение в литературных трудах — «Книга бесед», «Книга толкований…», и других —  посланиях и челобитных. Самым выдающимся произведением, принадлежащим его перу, стала знаменитая автобиография «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Удивительная история человеческих страданий представляет собой значительную ценность как исторический источник и литературный памятник.

      Исследователи высоко оценили рассказ обычного священника с размышлениями о жизни и о боге, поскольку ничего подобного на тот момент не было. Народная литература больше носила развлекательный характер и высмеивала пороки того времени, неумелых и глупых людей. 

Аввакум первым обратил внимание на простого человека, его страдания, боли и заботы. Рассказ протопопа построен на идее равенства: «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде». Людей он видел братьями и сестрами, не признавал сословных различий и рангов.

     Последователи почитают Аввакума Петрова как священномученика.

 За свои идеи и пропаганду старообрядчества он был сожжен в Пустозерске в  1682 году.

      В 1991 году в его родном селе Григорово был установлен памятник, на котором протопоп изображен с поднятыми над головой двумя перстами – символом раскола.