Ваза. 1889г.
На Дятьковском хрустальном заводе в конце XIX – начале ХХ века мастера активно обращаются к стилистике модерна. Ярким примером может служить изящная вазочка-корзинка из матового бесцветного стекла, ручкой для которой служат веточки с изогнутыми зелеными стеблями и листьями.
Матовая рифленая поверхность корзинки имитирует простую домашнюю утварь, плетёную из лозы. Основанием изделия служат шесть сложенных в круговую композицию листьев, которые вторят листьям ручки. Некоторая асимметричность резко отогнутого V- образного края придает изделию особую изысканность и индивидуальность, которые так свойственны модерну.
Графин из сервиза «Дятьковское кантри».
Необычно выглядят изделия, украшенные воздушными пузырьками, хаотично расположенными в толще стекломассы. Добиться появления таких пузырьков можно разными методами, один из которых — использование соды. На раскаленную стекломассу насыпают углекислый натрий. В результате воздействия тепла происходит реакция разложения соды на окись натрия и углекислый газ. При покрытии изделия новым слоем стекломассы пузырьки углекислого газа замыкаются и красиво декорируют изделие. Размеры и количество пузырьков зависят от количества соды, соответствующего нагрева и правильного нанесения слоя стекла из второго набора. Массивный эффектный графин, декорированный вышеописанным способом, входит в многопредметный сервиз «Дятьковское кантри», созданный художником Кизловым И.М. в 2002 году.
Рюмка. XIX век.
Изготовление рюмок всегда выделялось в особую категорию выработки изделий, а мастер, занимавшийся созданием рюмок, очень высоко ценился. Изготовление этих изящных, словно выдутых на одном дыхании, тонкостенных предметов среди стеклоделов считается настоящим искусством. При выработке ножки, особенно ее нижней части – «плиточки» требуется большая сноровка, художественный вкус и интуиция. Представить все виды рюмок не представляется возможным, так как великое множество форм «пойла» — чаши, стебля ножки и плиточки, перестановка и комбинирование их дают неисчислимое количество вариантов изделий. Сегодня на фото представлена рюмка, выполненная в XIX веке из зеленого (хромового) и бесцветного стекла и украшенная алмазной гранью.
Ваза для цветов.
В 1938 году, в связи с подготовкой к историческому событию — открытию в Москве Всероссийской Сельскохозяйственной Выставки, художники стекла получили ответственный заказ: изготовить серию специальных сувениров и подарочных изделий с надписями и тематическими рисунками. К выполнению этого заказа на Дятьковском хрустальном заводе приступили не только художники-профессионалы, но и талантливые мастера. Данная ваза является работой одного из мастеров завода.
Ваза выполнена в виде крупного кубка из бесцветного матированного стекла с темно — коричневой ножкой. Матирование стекла можно выполнить несколькими способами – травлением кислотой, обработкой пескоструйным аппаратом и абразивным кругом.
Живописный декор изделия состоит из гирлянды, где переплетаются зелёные листья и голубые васильки, и надписи «Москва. В.С.Х.В.». Под ними располагается центральный рисунок – сноп, перехваченный серпом. В прошлом сноп являлся единицей измерения сжатого (убранного) урожая зерновых культур, в основном пшеницы и ржи. Символический сноп – знак плодородия и богатства.
Ваза для цветов «Осенний лист».
Для окрашивания стекла в яркий золотисто-желтый цвет широко применяют ион элемента церия Ce4+ в виде CeO², но непременно в сочетании с ионом титана Ti4+ в виде TiO². Самостоятельно ни ион церия, ни ион титана не могут окрасить стекло. Рецептура окрашивания стекла титанатами церия была разработана в середине ХХ века. Окрашивание соединениями титана и церия относится к ионному типу окрашивания. В терминологии за таким стеклом закрепилось название «цериевое».
Прекрасным примером окрашивания церием является ваза «Осенний лист», созданная художником В.В. Сойвером в 1965 году.