Новости музея

Ноябрь 28, 2019

«Дарим искусство»

 ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» в рамках инициативы  #Щедрый Вторник  3 декабря   присоединится к акции и в ее рамках проведет для всех желающих бесплатные экскурсии по музею Дятьковского хрусталя, а также у всех посетителей будет уникальная возможности посетить действующие выставки: «Венецианские истории», «Путешествие по таблице Менделеева», «На крыльях мысли и легенд», «Деревянное зодчество… крепость XVII века», «Неугасимая лампада» и другие.

Ноябрь 28, 2019

Игнат Фокин и хрустальщики

   Дятьковский хрустальный завод славится не только выпускаемой высококачественной продукцией, но и боевыми революционными традициями рабочих. Истории известно немало примеров упорнейшей стачечной борьбы хрустальщиков за свои экономические и политические права, против произвола администрации и царских прислужников.
Под руководством большевиков рабочий провели ряд крупнейших забастовок и демонстраций в 1912 и 1914 годах. 15 апреля 1917 году из Турухановской ссылки возвратился замечательный большевистский организатор Игнат Иванович Фокин, который возглавил борьбу Дятьковских рабочих.

 И.И. Фокин родился в 1889 году в г. Киеве. После долгой кочевой жизни семья останавливается в г. Людиново Калужской области.

 Еще в школе под влиянием своего учителя члена РСДПР(б) Павлова юный Игнат проявляет интерес к освободительному движению пролетариата. После окончания училища Игнат Фокин в 1906 году поступил на Людиновский завод учеником-чертежником. В то же время он ведет революционную пропаганду среди служащих и рабочих завода. Осенью 1906 года Фокин избирается в состав Людиновского комитете РСДРП (б). А в июле 1907 года он становится членом окруженного комитета РСДРП (б).

 Жандармерия зорко следила за молодым революционером, и в декабре 1907 года И.Фокина арестовывают.

 После Великой Октябрьской социалистической революции И.И. Фокина командируют в Брянск, где он был избран председателем исполкома и председателем брянского уездного комитета РСДРП (б). Избирался делегатом 8-го съезда РКП (б).

 Здесь Игнат Иванович создает большевистские советы. С дятьковскими рабочими, и особенно с хрустальщиками, он поддерживал тесную связь, не переставая быть их политическим руководителем и организатором. И не случайно, по случаю приезда И.И. Фокина в Дятьково в 1918 году на железнодорожной станции состоялся многолюдный митинг.

По возвращении со съезда Фокин заразился тифом и умер 13 апреля 1919 года. Похороны Фокина собрали около двадцати тысяч человек.

Справедливо утверждение о том, что И. И. Фокину Брянщина обязана тем, что стала отдельной административной единицей. По его инициативе в 1918 г. началась работа по формированию Брянской губернии, которая завершилась в 1920 году.

Ноябрь 26, 2019

День Стекольщика

Девятнадцатого ноября в ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» с успехом прошло  праздничное мероприятие – «День стекольщика». Музей  хрусталя своей историей и коллекцией неразрывно связан с Дятьковским хрустальным заводом. День стекольщика, отмечаемый 19 ноября, является  профессиональным праздником  хрустальщиков. Кроме того, 19 ноября —  это день рождения выдающегося русского ученого – М. В. Ломоносова, внесшего значительный вклад в развитие русского стеклоделия. Так же, в этом году, исполняется 150 лет с момента открытия Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов.

В это вечер гости увидели выступление театра моды «Эдельвейс» под руководством Л.А. Саиджановой, которое явилось замечательной «ожившей» иллюстрацией рассказа о происхождении стекла, его видах и роли в истории развития человеческой цивилизации.

Стекло известно людям уже несколько тысячелетий, его блеск и красота завораживают. Испокон веков оно восхищало людей, притягивало взоры, его называли нетающим льдом, мерилом роскоши, символом процветания. И по сей день стекло считают украшением стола и интерьера. Существует легенда о первом случае изготовления стекла. Однажды в далёкие времена Финикийские купцы везли по Средиземному морю груз, добытый в Африке, —  природную соду. На ночлег они высадились на берег и стали готовить себе пищу. За неимением под руками камней, они выложили очаг из крупных кусков соды. Поутру, разгребая золу,  купцы обнаружили чудесный слиток,  который был тверд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это и было стекло. До сих пор мы не знаем так или каким-либо другим путём возникло на земле стеклоделие.  Считается, что стеклоделие одновременно  зародилось в Египте и Передней Азии ещё шесть тысяч лет до нашей эры. Затем,  на пороге новой эры летоисчисления произошли два знаменательных в истории стеклоделия события: люди научились варить прозрачное как горный хрусталь стекло и вырабатывать из него выдуванием красивые сосуды. Стекло впервые предстало во всём блеске своих бесподобных природных качеств. Это настолько ошеломило людей, что они в течение нескольких веков меняли стекло на золото. Хотя стекло вырабатывают из особенного, кварцевого стекла, самой частой ассоциацией, связанной с песком, выступает пустыня. Перенестись в пустыню зрителям помог танец «Оазис».

Бывают такие исторически укоренившиеся репутации которые навсегда закрепляют за определёнными городами и странами славу достигнутых ими крупных успехов в той или иной отрасли материальной культуры. Валансьенское кружево, лионский бархат, дамасскую сталь, голландское полотно знают все. Знают и венецианское стекло. Именно в Венеции был создан рецепт молочного (белого)  стекла. Там же вырабатывали изделия из цветного стекла, украшенные живописью и позолотой, декорировали изделия техникой «кракле», изобрели  удивительную технику, названную  «венецианская нить».  О красоте венецианских бокалов  ходят легенды. Глядя на изделия этой эпохи,  не знаешь чему больше изумляться: безудержной фантазии художника или виртуозной технике мастера. Величие венецианского стекла способно соперничать лишь с красотой венецианских карнавальных масок, полюбоваться на которые зрители смогли во время следующего танца – «Венеция».

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…»

— писал о стекле М.В.Ломоносов. Дата празднования торжества работников стекольной промышленности была выбрана неслучайно. Именно 19 ноября родился Михаил Васильевич Ломоносов первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. Он создал первый университет. Нет, лучше сказать, он сам был первым нашим университетом. Ломоносов был первым, кто начал изучение цветного стекла и заложил научную основу в его производство. Цветное стекло, по словам самого Ломоносова, было одним из главных его увлечений. Во многом благодаря  ему в Петербурге была построена первая в России химическая лаборатория. В течение трёх лет Ломоносов собственноручно сварил более двух тысяч опытных стёкол, а всего за время работы по стеклу — более четырёх тысяч. Работы Ломоносова по цветному стеклу  много дали для всей дальнейшей науки о стекле. Цветное стекло и по сей день занимает одну из лидирующих позиций и по-прежнему пользуется заслуженным успехом. Цветное стекло это неисчезающая радуга в наших домах.  Полюбоваться ожившей радугой гости музея смогли во время одноименного танца, являвшегося заключением рассказа об истории стекла и одновременно приглашением к открытию  выставки изделий из цветного стекла – «Путешествие по таблице Д.И. Менделеева».

В заключении в праздничного мероприятия все желающие смогли принять участие в игре — квесте «Элементы» и полюбоваться вечерней экспозицией музея хрусталя.

Ноябрь 16, 2019

День стекольщика

19 ноября  2019г.  в 16-00

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» приглашает

на праздник «ДЕНЬ СТЕКОЛЬЩИКА»

Музей  хрусталя своей историей и коллекцией неразрывно связан с Дятьковским хрустальным заводом. День стекольщика, отмечаемый 19 ноября, является  профессиональным праздником  хрустальщиков. Кроме того, 19 ноября —  это день рождения выдающегося русского ученого – М. В. Ломоносова, внесшего значительный вклад в развитие русского стеклоделия. Так же, в этом году, исполняется 150 лет с момента открытия Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов.

В этот день в музее вас ожидает праздничная программа:

   • «Ожившее стекло» — выступление театра моды «Эдельвейс», под  руководством Л.А. Саиджановой.

 • «Путешествие по таблице Д.И. Менделеева» —  открытие выставки из фондов музея.

  «Какого цвета экспонат?» — участие в   игре-квесте.

 •  Вечерняя экспозиция музея.

 • Хрустальные сувениры всалоне-магазине.

Справки по тел. (48333) 3-37-78

Ноябрь 7, 2019

Выставка «Путешествие по таблице Д.И.Менделеева»

Стекло можно легко окрасить в самые различные цвета. Для этого в шихту (сырье для варки стекла)  или непосредственно в стекломассу вводят небольшое количество красящих   веществ.

       Различают ионное и коллоидное окрашивание стекла. Ионное окрашивание основано на наличии в стекле положительно зараженных ионов некоторых металлов, а  коллоидное обусловлено избирательным рассеиванием цветовых лучей.

       Двухвалентный ион кобальта Co²+ окрашивает стекло в яркий синий цвет. Такое стекло по традиции называют просто кобальтовым.

       Цвет, близкий к голубому, имеет стекло, содержащее ион меди Cu²+. Медь так же способна придавать стеклу темно-красный цвет, называемый медным рубином. В чистом виде такое стекло очень темное, почти черное. Традиционно медный рубин используют при изготовлении накладного стекла, именно  в этом случае изделия приобретают насыщенный темно-красный оттенок.

       Теплый оттенок зеленого цвета возникает при добавлении в стекло иона хрома Cr³+.  

Зеленая окраска, обусловленная наличием в стекле триоксида урана (UO³) наиболее эффектна благодаря свойственному такому стеклу флуоресценции.

       Стекло темно-серого, почти черного цвета называют дымчатым. Для его создания используют три смешанных красителя —  сочетание никеля, кобальта и хрома.

       В зависимости от теплового режима стекло, окрашенное золотом,  может приобрести розовый, пурпурный, а иногда и синеватый оттенок. Однако, традиционный цвет золотого рубина – нежно-розовый.

       Красивый сиреневый или фиолетовый оттенок сообщает стеклу ион неодима (Nd). Неодим относится к элементам-лантаноидам, так же как и церий (Ce), который в смеси с титаном придает стеклу желтый, янтарный цвет.

       На выставке представлены работы художников Дятьковского хрустального завода из цветного стекла, созданные в разные периоды времени.

Ноябрь 6, 2019

Ночь искусств — 2019

Третьего ноября  2019г.  Музей дятьковского хрусталя присоединился   к Всероссийской акции «Ночь искусств», организованной  Министерством культуры РФ и посвященной Дню народного единства. В этом году она прошла под девизом «Искусство объединяет».

                                  Жителей и гостей города порадовала праздничная программа,  в рамках которой состоялось выступление коллективов  Дятьковского городского дома культуры, под руководством Я.В. Паниченко, А.Л. Покровского – «Осенний калейдоскоп». В выставочных залах музея были представлены тематические выставки: «Маски. Венеция»  — работы учащихся Дятьковской  школы искусств, театра моды «Эдельвейс», рук. Л.А. Саиджанова;  «На рубеже… Крепость XVII века»  — работы из дерева ивотского мастера Г.В. Самарина;    «О жизнь! О юность! О надежды!» — работы выпускников ДБУДО ДДХШ;  «Хрустальная радуга»  — работы художников и мастеров Дятьковского хрустального завода из фондов музея хрусталя.

       В этом году в праздничном мероприятии приняли  участие наши друзья —  «Брянский планетарий» со звёздным куполом и  интересной программой.

Гости стали  участниками музейного конкурса — квеста «Загадки музея» и   игры «Сорви свое счастья с дерева судьбы». В эту ночь музей принял более 700 человек. Гости  ознакомились с ночной экспозицией музея и приобрели в салоне-магазине хрустальные сувениры мастеров и художников Дятьковского хрустального завода.

Октябрь 5, 2019

О жизнь! О юность! О надежды!

В Музее продолжает свою работу выставка выпускных работ Дятьковской детской художественной школы.

Итоговая работа — это не очередной учебный рисунок, для автора это возможность показать, что для него важно, что действительно волнует душу и ум.

Сентябрь 24, 2019

«Тютчевские места в фотографиях Б.М. Копырнова»

На выставке представлены работы из фондов ГАУК «Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг».

           Борис Моисеевич Копырнов вырос и живет в Овстуге, прошел трудовой путь от председателя колхоза до вице-губернатора Брянской области, защитил диссертацию на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук, был удостоен звания заслуженного работника сельского хозяйства РФ, стал лауреатом всероссийской премии «Русский путь» имени Ф. И. Тютчева. Долгие годы Б. М. Копырнов был другом и соратником В. Д. Гамолина – основателя музея Ф. И. Тютчева в Овстуге. Копырнов будучи первым заместителем губернатора Брянской области, курировал реконструкцию успенской церкви и усадебного флигеля в Овстуге, установку памятников Ф. И. Тютчеву в Брянске и в Мюнхене.

                      Б.М.Копырнов увлекается художественной фотографией и за последние годы создал серию фотопейзажей села Овстуг, издал два фотоальбома, в которых собрал свои фотоиллюстрации к стихотворениям Ф. И. Тютчева.

Август 23, 2019

Выставка деревянных моделей

Продолжает работу выставка деревянных  моделей, изготовленных мастером из поселка Ивот  —  Самариным  Геннадием  Викторовичем.  Теперь вниманию зрителей представлена русская деревянная крепость начала XVII-го века. Размеры представленной модели – 3х4 метра.

Подобные данной модели крепости являлись распространенным оборонным сооружением своего времени и практически не уступали каменным аналогам. Главным  преимуществом деревянных крепостей являлась скорость их возведения. Основными элементами оборонного зодчества являются: ворота с надвратной башней, внушительных размеров стены, сторожевые башни. В башнях и крепостных стенах прорубались бойницы для пушек и пищалей.  В центре внутреннего пространства крепости расположен храм, рядом с которым построен дом воеводы и дом купца. Для охраняющих крепость солдат возведены казармы, товары и припасы хранятся в амбарах, а питьевой водой всех жителей крепости обеспечивает колодец.  Словно сошедшая со страниц исторического романа или кадр из фильма удивительная деревянная крепость ждет вашего внимания в выставочном зале музея хрусталя.

Июнь 5, 2019

Зелёный шум

На выставке представлена декоративная многопредметная композиция «Зеленый шум», выполненная художником Иваном Васильевичем Мачневым в 1986 году. Вдохновляясь удивительной силой живой природы, художник создал похожие друг на друга и в то же время поразительно отличающиеся предметы из бесцветного и зеленого стекла. Все они исполнены в гутной технике, созданы непосредственно рядом со стекловаренной печью. Известнен факт, что форма, размер,  сочетание прожилок каждого листа растения  подобны отпечаткам человеческих пальцев – среди них невозможно найти двух одинаковых. Соответствуют этому факту и предметы из композиции «Зеленый шум».

Июнь 3, 2019

Венецианские истории

Продолжается выставка «Венецианские истории» .
Теперь к расписным витражам учащиеся дятьковской детской школы искусств добавили карнавальные маски, относящиеся к классической разновидности «Венецианская дама». Эти элегантные и изысканные маски изображают томных и надменных венецианских красавиц эпохи Тициана — нарядных, увешанных драгоценностями, со сложными, изящными причёсками.

На выставке представлены несколько видов таких масок, выполненных в технике папье-маше.

Преподаватель — Саиджанова Лариса Анатольевна.

Май 23, 2019 / Объявления

Ночь музеев — 2019

18 мая ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» в тринадцатый раз присоединился к международной акции «Ночь музеев», распахнув свои  двери для всех желающих, которых в этом году собралось более 3000 человек.

   В этом году акция прошла под эгидой года Театра, а  тема музейной ночи  —  «Элементы».

Гости музея увидели музыкально-хореографическую композицию  дятьковского ансамбля танца «Грация» — «С праздником!» и полюбовались на выступление театра моды «Эдельвейс» —  удивительное представление, посвященное традициям венецианского уличного театра – «Венецианские истории».

Дятьковская школа искусств представила музыкальную программу «Музыка, ожившая во мне». Перед зрителями выступили лауреаты Всероссийских и международных конкурсов В. Дерканосов, А.Титов, А. Казакова и Объединение «Авторская песня» (г. Фокино).

Гости музея  посетили   тематические выставки «Размер имеет значение», «Расписной витраж»,  «Светопись галактик», «Лестница» и «Зоо-ассорти»; имели возможность дегустировать травяной чай самых различных вкусов.

         Более 200 юных и взрослых посетителей музея приняли участие в интерактивной игре-квесте «Элементы», и, решив все предложенные задачи, с радостью отправились домой с многочисленными призами и подарками.  

       Призы и подарки гости так же выигрывали, участвуя в шутливой викторине предсказаний «Сорви свое счастье с дерева судьбы».

         Последние посетители покинули залы музея в полночь, обещая обязательно вернуться на следующий год.

Май 15, 2019

Ночь музеев

Май 14, 2019

НОЧЬ МУЗЕЕВ — 2019»

ПРОГРАММА

международной акции

«НОЧЬ  МУЗЕЕВ — 2019»  в Музее дятьковского хрусталя

18 мая  с 20-00 до 24-00 

— «С ПРАЗДНИКОМ!» — выступление  ансамбля танца  «ГРАЦИЯ»

«ВЕНЕЦИАНСКИЕ  ИСТОРИИ» — музыкально-хореографическая композиция (Дятьковская школа искусств театра моды «Эдельвейс»,
рук. Л.А.Саиджанова)

«МУЗЫКА, ОЖИВШАЯ ВО МНЕ» — музыкальная композиция Дятьковской  школы искусств

— «ДОБРЫЙ  ВЕЧЕР» — выступление Объединения «Авторская песня», педагог Н.В. Шувалова, г. Фокино

— «ТАКОЙ РАЗНЫЙ ЧАЙ» — дегустация чая.

— «ЭЛЕМЕНТЫ» —  конкурс-квест

— «СОРВИ СВОЕ СЧАСТЬЕ С ДЕРЕВА СУДЬБЫ» — шутливые предсказания

— ПЛАНЕТАРИЙ, г. Брянск

— СУВЕНИРЫ И  ПОДАРКИ – художественный салон

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕАТР» — конкурс детского рисунка

Выставки:

«Расписной витраж»

«Солдат войну не выбирает»

«Размер имеет значение»

«Неугасимая лампада»

«Светопись Галактик»

«Лестница»

«Зоо-ассорти»

«Весенний букет»

Ночная экспозиция музея хрусталя

Апрель 26, 2019 / Выставки

Выставка «Пасхальный стол»

На выставке, посвященной древнейшему и самому важному христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению, представлены работы художников и мастеров Дятьковского хрустального завода. Торжественную атмосферу праздника подчеркивает яркий цвет изделий.

              В центре праздничного стола – икона Божией Матери из бесцветного хрусталя, выполненная методом пресса. Рядом с ней небольшая настольная лампада. Сувенирные крашеные яйца  красного цвета созданы художником Е.И. Вольновой. Они сделаны из стекломассы, окрашенной селеном. Три крупных,  нарядных красно-черных бокала – работа художника В.И. Котова. Верхняя часть бокалов исполнена из «селенового рубина», а нижняя – из «дымчатого» стекла, окрашенного кобальтом, никелем и хромом одновременно. 

            Приглашаем вас их увидеть!

Апрель 26, 2019 / Выставки

Пасха Красная

На выставке представлены работы учащихся общеобразовательных школ Дятьковского района и Дятьковской Воскресной школы. Выполненные в различных техниках, все они объединены общей темой главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения.

Зрителей ждут  множество декоративных пасхальных яиц из дерева, бумаги, соленого теста, пластилина и бисера; рисунки цветными карандашами и акварельными красками; народные куклы-свертки; аппликации из бумаги и  пряжи.

Каждый участник  выполнил свою работу, проявив фантазию и способность к долгому, кропотливому труду.

Апрель 26, 2019 / Выставки

Выставка «Зоо-ассорти»

На выставке представлены работы художников и мастеров Дятьковского хрустального завода, выполненные в гутной технике из хрусталя и стекла различных цветов. Гутной техникой принято называть совокупность специфических ручных приемов обработки горячего стекла,    при которых весь цикл операций производят непосредственно возле стекловаренной печи.

           В витринах выставки  стремительные лошади смогли встретиться со своими неторопливыми родственниками – гиппопотамами, а домашние свинки соседствуют  с дикими кабанами. Словно на берегу африканской реки греются на солнце крокодилы из хромового стекла, лениво поглядывая на троицу крупных бурых медведей.

          Каждый зритель отыщет на этой выставке тех животных, что ближе его сердцу – привычных домашних лошадей, свинок,  кошек, проказливых домовых мышей или экзотических тигров, буйволов, хамелеона и тропическую рыбку из фиолетового (неодимового) стекла.

Апрель 21, 2019 / Выставки

«СВЕТОПИСЬ ГАЛАКТИК»

Таково название открывшейся в Музее хрусталя выставки В.Г. Юхмана.

Виктор Георгиевич родился в с. Посудичи Погарского района Брянской области. В 1980 году закончил Брянское художественное училище, в 1986 году кафедру кинофотомастерства Московского института культуры. С 1990 года член Союза фотохудожников Российской Федерации.

    За свою творческую деятельность он провёл десятки персональных тематических выставок в городах России и имеет большой опыт во всех жанрах. Его живописные работы занимают достойное место и в коллекции унечской картинной галереи. Виктор Георгиевич внёс большой вклад в культурное наследие Унечского района.

     Художник признаётся, что его всегда манила красота космического пространства и общение с утончёнными стихиями земли. Это и привело Виктора Георгиевича к освоению новых инструментов творчества. Сегодня в своих работах он воплощает творческие замыслы, реализуя их в художественной фотографии, живописи и компьютерной графике.

Апрель 21, 2019 / Выставки

«Лестница»


В  ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» начала работу новая выставка Александра Ильича Поддубного  —  «Лестница».

       Александр Ильич родился 14 июля 1942 году в селе Новое Место Новозыбковского района. Окончил Краснодарское художественное училище. В 1961 года увлекся  фотографией,  а так же на протяжении многих лет выступает как живописец. За талант и  многолетний труд был награждён Золотой медалью Творческого союза художников.  А.И. Поддубный  работал  руководителем Брянского  областного фотоклуба.  Александр Ильич   известен  своими работами  в России и зарубежом. Его персональные выставки прошли в Японии в 1997 году, а  в Германии в г. Эссен в 2000 году свои работы он  представлял  совместно с  В.Г. Юхманом.

     Работам автора присущ лиризм и философская окраска. В представленной серии фотографий «Лестница» автор предлагает символическое видение библейского содержания.

Март 22, 2019 / Выставки, Объявления

Один день из жизни Ю.А. Гагарина

12 апреля 1961 года вся страна услышала тор­жественный голос диктора, сообщив­ший о космическом полете Юрия Гага­рина. В  этот день люди  выходили на улицу, чтобы поделиться радостью, обнимались, некото­рые не скрывали слез.
И вот первый космонавт мира при­ехал в наш скромный провинциаль­ный городок  — Дятьково.

День 27 мая 1966 года выдался сол­нечным, по-летнему теплым. Цент­ральная городская площадь, с самого утра, была  заполнена людьми. У многих в руках были портреты Гагарина, лозунги и цве­ты.

         Лица светились улыбками. Цепочки пионеров в алых галстуках окаймляли площадь с памятником Ленину, как бы подчеркивая и усиливая праздничность предстоящего события.
           Взгляды собравшихся людей  то и дело ус­тремлялись в сторону, откуда ожидался приезд дорогого гостя. Но вот кто-то воскликнул: «Едут!». И на дороге возле техникума появилось  не­сколько автомобилей, медленно движу­щихся по «коридору» среди ликующего народа. В открытом «УАЗике», ехавшем пер­вым и усыпанном цветами, стоял Юрий Алексеевич Гагарин с приподнятой в знак приветствия рукой. Машина с космонавтом остановилась у подъезда горкома партии и буквально тысячи возбужденных и радостных людей окружили Юрия Алексеевича. Гагарин говорил о том, что полет в неведомый космос — это не его личный подвиг, а подвиг всего народа, триумф нашей науки и трудовой добле­сти. И каждый человек с ним согла­шался.

Программа посещения первым космонавтом Земли нашего района была насыщенной.  В этот день Ю.А.Гагарин посетил заводской музей хрусталя,  гость с большим удовольствием познакомился с экспонатами завод и оставил памятную запись в книге почетных гостей. На память о посещении Дятьково Юрию Гагарину торжественно вручили хрустальный ключ, изготовленный мастерами ДХЗ. В этот необычно торжественный день переполненные яркими впечатлени­ями от события горожане   возвращались домой, много­кратно обсуждая каждый взгляд, каждый жест Гагарина, их переполняло чувство радости сопри­косновения с чем-то большим и свет­лым. 

Март 13, 2019 / Выставки

Мценское кружево

На выставке представлены работы из частной коллекции кружевницы  Шемякиной Светланы Александровны. Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.

 Появилось благодаря помещице Протасовой, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России. На мануфактуре работало 1200 девушек и 2 наставницы из Бельгии. В 1899 году княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла школу кружевниц для девочек 8-12 лет, где они также обучались грамоте, основам рисунка. Затем при школе был создан интернат для самых способных жительниц окрестных сел, живших на полном пансионе.

Март 13, 2019 / Выставки

«Работы из дерева Самарина Г.В.»

Самарин Геннадий Викторович  уроженец п. Ивот, Дятьковского района, по профессии машинист тепловоза, отработал 33 года. Отец-Самарин Виктор Иванович работал художником оформителем. Помогая отцу, Геннадий Викторович многому научился у него.

Интерес к деревянному зодчеству у Геннадия Викторовича появился  давно, но основательно заняться  любимым делом смог лишь 4 года назад,  уйдя на заслуженный отдых.

Геннадий Викторович настолько увлечён своим делом, изготовлением  макетов русских деревянных храмов, церквей, крепостей,  что отдаёт ему практически всё своё время. Он часами, с раннего утра и до позднего вечера, может сидеть над изготовлением деталей: выпиливает, обрабатывает, вырезает все эти мини-брёвнышки и дощечки, укладывает их в отведённое им место, строго следуя канонам древних мастеров.

На выставке представлены  макеты  деревянных крепостей, башен, Большого Театра.

Геннадий Викторович  неоднократно принимал участие  в Свенской ярмарке, где удивил зрителей своим мастерством. 

  Изучая историю построек деревянных древнерусских  храмов и крепостей,   Геннадий Викторович   увлёкся иконописью и другими поделками из дерева.

Март 11, 2019 / Выставки

Выставка «Свет вышитых икон»

На выставке представлены иконы и картины, выполненные  Дымниковой Тамарой Николаевной в различных техниках: вышивка бисером, крестиком и гладью. Тамара Николаевна занимается вышивкой уже более 10 лет и на ее счету почти сотня творческих работ, многие из которых находятся в частных коллекциях в России, Италии, Англии и Франции. На создание одной работы требуется от одного до двух месяцев ежедневного кропотливого труда. Цветовую гамму бисера автор полностью подбирает самостоятельно, не используя готовые наборы для вышивки.

Среди представленных в залах музея икон можно увидеть выполненные по всем канонам иконы Святого Николая Чудотворца, Казанскую икону Божией Матери, икону Божией Матери «Неувядаемый цвет»,  икону «Спас Нерукотворный» и другие.

Светлому празднику Пасхи посвящена работа-триптих «Светлое воскресение радуйся», а красоте повседневного, привычного мира –  вышивки распустившихся цветов.

Не собираясь останавливаться на достигнутом, Тамара Николаевна планирует выполнить в  новой технике вышивки стеклярусом икону Святого Георгия Победоносца, а в технике вышивки бисером – Остробрамскую икону Божией Матери и икону Святой Княгини Ольги.

Связаться с мастером можно по телефону: 8 926 825 48 06

Март 7, 2019 / Выставки, Объявления

«Венецианские Истории»

Витраж (vitrum, vitre – стекло) — один из видов художественного и декоративного творчества, отличающийся силой своего воздействия на зрителя и многообразием используемых эффектов. По данным археологов, стекло для витражей пытались изготавливать еще в древнем Вавилоне, Риме, Греции, Египте.

Расписной витраж – самый популярный и простой способ переноса рисунка на стекло. Конечный результат напоминает художественную стеклянную картину. Особенности техники: нанесение контура на стекло, заливка участков витражной краской. Результат: выразительность изображения и оригинальность рисунка.

Картины в данной технике мы представляем вашему вниманию. Работы выполнены учащимися по специальности декоративно-прикладное творчество Дятьковской детской школы искусств.

Преподаватель — Саиджанова Лариса Анатольевна

Март 6, 2019 / Выставки

Выставка декоративных ваз


На выставке представлены вазы,  не один десяток лет ждавшие своего часа в фондах музея.  Даже искушенного зрителя удивят  размерами творения мастеров ХIХ-го века: кондитерская ваза из простого стекла и хрустальная ваза с невероятно  искусно нанесенной алмазной гранью. В этом же столетии выполнены высокие  «тянутые» вазы, окрашенные хромом в насыщенный зеленый цвет.

В лучших традициях ХIХ-го века создана Е.С. Шуваловым ваза из кобальтового стекла, замысловатый цветочный декор которой достигнут многократным травлением плавиковой кислотой.

       Две низкие, объемные  вазы из зеленого и дымчатого стекла,  расписанные шамотной пастой красного и синего цвета, разработал художник В.Я. Шевченко, который так же плодотворно работал с сульфидно-цинковым стеклом. Молочно-голубая, словно опутанная узором белых нитей, ваза из такого стекла  представлена на выставке.

       Приземистые и массивные, подобно застывшим каплям магических растворов, полных пузырьков воздуха, замирают перед зрителем изделия художников Шушканова Д.Н. и Шушкановой Л.Н., выполненные из стекломассы разного цвета.

       Яркий, насыщенный янтарно-желтый цвет придает стекломассе лантаноид церий (лат. Cerium). Среди окрашенных церием ваз особо следует отметить вазу необычной формы, выполненную в 1965 году, к 175-тилетнему юбилею ДХЗ художником А.А. Липской.

       Одними из самых крупных предметов в коллекции музея являются три декоративные вазы, созданные в 30-е годы ХХ-го века. Для их создания использовалось стекло окрашенное золотом (розовый оттенок), селеном (красный) и фтором (белый).        Выработанные из различной стекломассы, декорированные  разнообразными методами, все эти выдутые вручную изделия поражают воображение своими размерами и демонстрируют удивительные силу легких и невероятное мастерство  выдувальщиков и алмазчиков Дятьковского хрустального завода.



Март 3, 2019 / Выставки

Вазы в технике «Галле» в коллекции музея дятьковского хрусталя

Начало 50-х годов XX столетия знаменуется на Дятьковском хрустальном заводе выпуском изделий из стекла и хрусталя с нацветом и глубокой алмазной гранью, так как в моду входят многослойные, цветные стёкла. 
В связи с этим на заводе возобновляется выпуск уникальных изделий декорированных очень сложным, но в то же время и очень красивым способом глубокого травления, который называется «Галле». Впервые этот метод изобрёл французский мастер по стеклу, художник Эмиль Галле ещё в XIX веке тогда его изделия сравнивали с изделиями Фаберже не по тому, что он были инкрустированы драгоценными камнями, а потому, что они были неповторимы по красоте и всегда в единственном экземпляре. 
Этот способ был известен мастерам Дятьковского завода ещё в XIX веке. С помощью этого метода можно получить сложные полутоновые рельефные рисунки на накладном двухслойном стекле. Цветной слой протравливают на различную глубину, добиваясь при этом необходимой интенсивности цвета на каждом участке травления. В коллекции музея хранятся и экспонируются 4 вазы, выполненные в этой неповторимой технике декора.

Февраль 25, 2019 / Выставки

« Солдат войну не выбирает»

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» совместно с МБУК «Историко-краеведческий музей» Дятьковского района Брянской области представляют выставку

« Солдат войну не выбирает»

На выставке представлены фото участников войны в Афганистане, уроженцев Дятьковского района, как вернувшихся, так и погибших в этом военном конфликте. В витринах выставки экспонируются   предметы снаряжения, форма и элементы вооружения советских войск этого периода, а так же изделия художников и мастеров Дятьковского хрустального завода, посвященные теме войны и памяти погибших бойцов.   

ŸВойна СССР в Афганистане длилась 9 лет 1  месяц и 18 дней.

Ÿ27 декабря 1979 г. советские войска прибыли в Афганистан.

Ÿ15 февраля 1989 г. советские войска покинули Афганистан.

ŸПротивники:

 СССР, ДРА  — афганские моджахеды, иностранные моджахеды при поддержке: Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Иран.

ŸСилы сторон

СССР: 80—104 тыс. военнослужащих.

ДРА: 50-130 тыс. военнослужащих.

Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего  режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.

Младший научный сотрудник

 МБУК «Историко-краеведческий музей» Шемякин Н.М.

Ноябрь 6, 2018

Пресс-папье в коллекции музея дятьковского хрусталя.

Пресс-папье, по сложности производства, можно отнести к шедеврам стеклоделия, которые завораживают человека своим совершенством, мистической красотой и подчеркивает их уникальность.
Очень часто этот предмет используют не по своему прямому назначению, а в качестве декоративного элемента, например, оформления стола.
Пресс-папье́ в переводе с французского presse-papiers, от presser — «нажимать» и papier — «бумага».
Чтобы узнать, как возникло пресс-папье – как предмет искусства, нужно вернуться на сотни лет назад и обратиться к истории его создания.
Самая ранняя ссылка об изготовление стеклянных пресс-папье исходит от венецианца-историка XV столетия Sabellico. Он описывал стеклянное пресс-папье, заполненное крошечными полевыми цветами, эта техника называется millefiori, что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов». Это один из самых старых методов изготовления, используемых в производстве стекла.
Большой интерес вызывают русские пресс-папье, изготовленные в технике lampwork, millefiori на стеклозаводах Мальцова, в Дятьково, в конце XIX века, куда были привезены специалисты самим С. И. Мальцовым. 
Этому свидетельствуют сохранившиеся прейскуранты «Акционерного Общества Мальцовских заводов» 1884 года и 1900 года, где представлены образцы пресс-папье, выпускаемые в тот период на фабрике. 
В фондах одного из крупнейших музеев стекла в Европе – Музее дятьковского хрусталя, хранится коллекция пресс-папье, выполненная мастерами Дятьковского хрустального завода.
Мальцовские мастера умело повторяли разные техники исполнения пресс-папье: Miellfiori, Sulfide и др. Один из самых любимых способов изготовления пресс-папье была техника Lampwork (англ. lamp — лампа, горелка, work — работа) — художественная обработка стекла в пламени горелки.
В Дятьково такие пресс-папье делали и в 19 веке, и до войны, и даже в 50-е годы 20 столетия. 
Искусные пресс-папье дошли и сохранились до наших дней и представлены в Музее Дятьковского хрусталя. Посетители могут увидеть разнообразные формы, яркий и неповторимый внутренний декор.

Октябрь 17, 2018 / Объявления

Столетию Комсомола посвящается

В программе:
— «НЕ РАССТАНУСЬ С КОМСОМОЛОМ – БУДУ ВЕЧНО МОЛОДЫМ!» — совместная выставка из семейных архивов секретарей ГОРКОМА ВЛКСМ разных лет и фондов музея дятьковского хрусталя 
— «КОМСОМОЛЬЦЫ – ДОБРОВОЛЬЦЫ!» — интерактивная площадка
— «ПРИМЕТЫ ЭПОХИ» — конкурс – квест 
— «ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ» — слайд-шоу 
— «ЮНОСТЬ КОМСОМОЛЬСКАЯ МОЯ» — кинолекторий 
— «СОРВИ СВОЕ СЧАСТЬЕ С ДЕРЕВА СУДЬБЫ» — шутливые предсказания 
— ПЕСНИ КОМСОМОЛЬСКИХ ЛЕТ 
Выставки: 
«ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС» 
«ВЫСТАВКА ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА М. ПАЛАМАРЧУК» 
«К ЮБИЛЕЮ В.К. ПОГРЕБНОГО» 
«НЕУГАСИМАЯ ЛАМПАДА» 
«ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ» 

Октябрь 3, 2018 / Объявления

Новая возможность для посетителей Музея

С 01.10.2018г. вступило в силу дополнение к приказу от 26.02.2017г. «Об утверждении тарифов на услуги Музея». Теперь доступна возможность предварительного заказа на экскурсионное обслуживание группы посетителей в выходной или праздничный день. Стоимость такой экскурсии равняется двукратной стоимости экскурсии по обычным тарифам.

Август 31, 2018 / Выставки

Выставка «Керамика Ирины Калитаевой»

Представленные на выставке предметы предоставлены для экспонирования государственным мемориальным историко-литературным музеем-заповедником Ф.И. Тютчева «Овстуг». 
Ирина Вячеславовна Калитаева, — правнучка Сергея Николаевича Тютчева двоюродного брата поэта Ф. И. Тютчева. Член Союза художников СССР. Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, секция керамики. Прикладник, керамист. Родилась 18 января 1937 года в Ленинграде.
Калитаева И.В. в 1955г. окончила отделение мастеров-исполнителей ЛВХПУ и в 1965г. — отделение художественной керамики ЛВХПУ им. Мухиной. Работала в экспериментальной мастерской М.В.Зеленцовой Комбината Декоративно-Прикладного Искусства со времени его основания, до закрытия. Ирина Калитаева работает в области оформления интерьеров общественных зданий и в области создания малых форм. Цветные монументальные работы в гостинице «Пулковская», гостинице «Ленинград», керамические панно, вазы. Выполняла изразцы для каминов, зеркальные рамы, подсвечники, блюда, декоративные пласты, бра, медали, гербы, сувенирные изделия.
И. В. Калитаева является членом Союза Художников, членом-корреспондентом Петровской Академии Наук и Искусства. С конца 60-х гг. прошлого столетия Ленинградская керамика активно развивалась. Преодолев естественный для керамики утилитарный барьер, художники-керамисты, выпускники ЛВХПУ им. Мухиной, стали в керамике осуществлять самые современные пластические идеи намного острее, чем это делалось в тогдашней официальной живописи или скульптуре, задавленных идеологией. Творчество Ирины Калитаевой уже тогда отличалось приверженностью к классическим традициям. Возможности материала в керамике поистине безграничны, но требуется много труда, терпения и даже колдовства, чтобы язык керамики стал языком большого искусства. Ирину Калитаеву привлекают устойчивые ценности, поэтому ее керамика предлагает зрителю самые ясные, классические формы: идеальные овалы, чистые круги блюд, традиционные, известные от Древней Греции до нашего времени прекрасные по очертаниям вазы, подсвечники, настенные декоративные пласты, панно из керамических плиток.

Август 17, 2018

Выставка «Стихия стекла»

«Работая со стеклом, все больше замечаешь, 
что работа напоминает игру, где партнеры равны и 
благодарны друг другу в случае гармонии.
Но оказывая сопротивление, стекло своими свойствами
требует от меня напряжения всех сил,
энергии и способности импровизировать».
Б. Федоров

20 августа 2018 года исполнилось бы 70 лет замечательному человеку и выдающемуся художнику – Борису Федорову. На протяжении всей своей жизни он постоянно работал, плодотворно и без творческих пауз, которые многим художникам необходимы для накопления жизненного материала, определенных тем и впечатлений, оформляющихся впоследствии в искусстве. Работоспособность была счастливым качеством его натуры, так же как и глубокий интерес к разным проявлениям жизни и искреннее стремление как можно больше сказать об этом. Формой выражения интереса к жизни, ее течению и переменам, для Федорова стало стекло. 
Особое место в творчестве Бориса Федорова занимает тема воды. Переменчивая вода и постоянное стекло имеют общие качества – они прозрачны и пропускают свет. В декоративных композициях «Волна» и «Стихии» художнику удалось передать удивительное превращение, скрытое движение хрустальных слоев, которые словно набегают, плавно перетекают, кружатся и постепенно замирают в глубине сосудов. Стихии воды, ее вечной тайне, воде дающей и отнимающей жизнь, посвящены работы «Час прилива» и «Сезон дождей», где в первой мы видим берег моря – колыбель жизни, а во второй — осенние листья – символ увядания и завершения. 
Борис Федоров много писал и рисовал с натуры, что обязательно находило отражение и в основном материале его творчества – стекле. Комплект «Листья травы» выполнен с необыкновенным вниманием к простым созданиям природы и восхищением этой естественной простотой, где все же при желании можно обнаружить богатство форм, линий и цвета. Красота присутствует в неприхотливых формах листа и стебельках травы не менее, чем в пышных соцветиях экзотических цветов. 
Прекрасной характеристикой творчества являются слова самого художника: «Меня интересуют вечные ценности, пласты культуры, внимание к традиции, раскопы неоткрытых тайн природы. Любование явлениями от макро до микрокосма окружающей агрессивной среды. Поглощение самим процессом творчества, особенностями материала: стекла, камня, металла, красок. Энергия, скрытая в окаменелостях, реликтах, скорлупах, бывших когда-то живыми организмами, передают нам информацию о прошлом и будущем. Они интересуют меня. Порождают огромный ряд ассоциаций с природными событиями, связаны с рождением, ростом, существованием, умиранием». 

Июнь 16, 2018 / Выставки

Мечты о море

Традиционную серию тематических выставок «Мир увлечений», посвященных различным хобби, продолжает выставка ракушек из частной коллекции Игоря Игоревича Бабаева. 
На выставке представлено множество разнообразных раковин — наружных защитных скелетных образований, покрывающее тело некоторых беспозвоночных животных и микроорганизмов.

Изучением раковин беспозвоночныхзанимается наука конхиология. Наибольший интерес с точки зрения практического использования и коллекционирования представляют раковины моллюсков.

Ракушка — традиционный сувенир, привозимый из теплых краев, радует глаз и согревает наше сердце, наполняя воспоминаниями о морских волнах, щедром южном солнце, отдыхе и веселье.

Май 20, 2018

Ночь музеев в Музее хрусталя

Вечером девятнадцатого мая Музей дятьковского хрусталя уже тринадцатый раз подряд присоединился к международной акции «Ночь музеев».
Данное мероприятие проводилось совместно с историко-краеведческим музеем Дятьковского района.
Вступительное слово произнесла Елена Степановна Кривцова, начальник Департамента культуры Брянской области.

После небольшой вокально-танцевальной программы у входа, 

директоры музеев пригласили публику внутрь, 

где концерты, выставки и конкурсы ожидали своих зрителей и участников.

Май 4, 2018

ВЫСТАВКА «БЕНЕФИС»

Выставка «Бенефис» посвящена восьмидесятилетию Мироны Владимировны Грабарь, родившейся 4 июля 1938 года. С 1961 года по 1974 год она была художником Дятьковского хрустального завода, куда пришла после окончания Ужгородского училища прикладного искусства.
Суть творчества М.В. Грабарь можно определить словами «высокий стиль в бытовом стекле». Грабарь работала в области малосерийного прозрачного или цветного хрусталя, создавая ансамбли предметов, которые вырабатывались заводом в ограниченном количестве, небольшими тиражами. Это не повседневное бытовое стекло, а так называемый «парадный стол», где каждый предмет сервировки отмечен изяществом и изысканностью, где все говорит о празднике. Вершиной в этой области можно считать созданный художницей в 1966 году сервиз «Бенефис» из пятнадцати различных предметов, объединенных лепной крученой ножкой и гладкой воронкой основного объема. Различие предметов построено на разной высоте ножки, разных углах раскрытия воронки – так создаются бокалы для шампанского, красного и белого вина, креманки, вазочки различных размеров, и все вместе, поставленные рядом, они составляют логичную законченную композицию. Ритмичность и логичность – вот свойства ансамблей М. Грабарь. Это можно сказать и о комплектах для вина из рубинового стекла – «Ожерелье» и «Красный октябрь». 
Подлинными шедеврами в малосерийном хрустале стали наборы ваз «Тишина» и «Колоннада». В них присутствуют прекрасное соотношение декора и формы, тонкое понимание связи предметов друг с другом, свободная от сухости пластическая точность силуэтов. Но есть и новое качество – эти предметы как бы впитывают, втягивают в себя свет и пространство, помещенные в любой интерьер, сообщают ему свободное дыхание дворцового зала. 
Много работала М.Грабарь и в области многотиражного стекла – завод выпускал ее прибор для вина «Цветок» и кружку «Петух» с лепной птицей из оранжевого селенового стекла. 
Для всех работ художника характерна прорисованность каждой детали, точность масштабных соотношений, безукоризненное чувство материала и жанра.

Май 3, 2018

Урановое стекло Дятьковского хрустального завода

Удивительная зеленая окраска уранового стекла обусловлена присутствием в нем триоксида урана и наиболее эффектна благодаря свойственной такому стеклу флуоресценции. В процессе флуоресценции до 20% невидимого ультрафиолетового излучения дневного света, падающего на стекло, превращаются в видимый желто-зеленый свет, в результате стекло как бы само светится изнутри. При освещении уранового стекла исключительно ультрафиолетовым светом (например, в лучах УФ-лампы в темном помещении) сияние многократно усиливается. 
Различают «желтое» (то есть желто-зеленое) и «зеленое» (то есть зелено-желтое) урановое стекло. Рецептуры обоих видов были разработаны Иозефом Ридлем в Богемии в 1830-1848 годах и названы соответственно «Annagelb» и «Annagreun», в честь дочери стекловара Анны-Марии. 
На Дятьковском хрустальном заводе изделия из уранового стекла выпускались с конца 1830-х годов и вплоть до 50-х годов ХХ века. По данным сохранившихся прейскурантов фабрики урановое стекло было самым дорогим и стоило в четыре раза дороже стекла, окрашенного золотом (так называемого «золотого рубина»). 
На выставке представлены изделия, изготовленные на ДХЗ в первой половине ХХ века. 
К наиболее ранним относятся ваза для цветов, декорированная широкими («литерными») гранями и кувшин, украшенный алмазными гранями «кусты» и «сетки». Эти предметы выработаны в 1930-х годах. 
Замечательно раскрывают красоту материала, переливы желто-зеленых оттенков на крупных гранях массивные кубок и ваза для цветов «Тюльпан», созданные художником Батановой Е.И.
Наиболее плодотворно с урановым стеклом работал художник Е.С.Шувалов.
Из этого стекла им были разработаны как повседневные вещи – стаканы для карандашей, рюмки, графины; так и несколько предметов, изготовленных к памятным датам. К таким предметам относятся кубок «Фестиваль молодежи и студентов 1957» — декорированный в технике «чеканка по золоту» — при этом способе внутри яркого золотого ободка имеются матовые, вытравленные кислотой, участки, на которых расположен глянцевый золотой орнамент и кубок «40 лет октября», украшенный живописью силикатными красками. 
Изделия, представленные в витринах выставки, ранее никогда не экспонировались в залах музея.

Апрель 19, 2018 / Выставки

Выставка самоваров из частной коллекции П.Т. Пицуренко

Самоваром называют устройство для кипячения воды и приготовления чая. Однако, единое определение «самовар» появилось в России не сразу, сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле «самогар», в Вятке – «самогрей».

Подобные приборы для нагревания воды известны человечеству с глубокой древности. И хотя в России родиной самовара принято считать )Тулу, первенство производства принадлежит городу Суксуну, в котором, согласно сохранившемся документам, в 1740 году был изготовлен первый самовар. Появилась даже особая Суксунская форма самовара — в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. 
Производство самоваров стремительно развивалось и уже к середине ХIХ-го века в России производилось около 4000 единиц в год. 
На рубеже XIX-XX-го века появляются новые типы самоваров — керосиновый; самовар «Паричко» (были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды); медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних самоварах подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.
В 50-х годах ХХ-го века на смену угольным пришли электрические самовары, которые выпускал завод «Штамп», но и их в современном мире уже давно вытеснили электрочайники с функцией автоматического выключения после закипания воды. 
В наше время самовар возвращается в загородные дома и квартиры в качестве декоративного предмета интерьера или дорого «экзотического» устройства, дающего возможность окунуться в уютную атмосферу русского чаепития. 
На выставке представлено более 50 самоваров из частной коллекции, заварочные чайники, множество чайной посуды. Большинство из представленных самоваров выполнены в конце ХIХ-го начале ХХ-го века на различных фабриках. 

Апрель 6, 2018

Выставка «Стекло-хамелеон»

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» приглашает на выставку изделий из сульфидно-цинкового стекла.

Сульфидно-цинковое стекло было изобретено в начале 60-х годов ленинградскими инженерами-технологами Е.А.Ивановой и А.А.Кирьёненом.

Это был совершенно новый, необыкновенный по художественным качествам термочувствительный материал, не требовавший дополнительной декоративной обработки. За уникальную способность изменять цвет под воздействием холодного воздуха мастера дали этому стеклу народное название – «стекло-хамелеон».
Изобретение сульфидно-цинкового стекла открыло новую страницу в истории отечественного стеклоделия. На Дятьковском хрустальном заводе его освоение происходило при непосредственном участии самой Е.А. Ивановой. 
В раскрытии художественных качеств этого «волшебного» стекла не было равных у художника В.Я Шевченко. Цветное стекло и лепная, «гутная» техника, с использованием присущего сульфидному стеклу эффекта побеления цвета, стали призванием художника. 
На ДХЗ он создает ансамбли декоративных ваз: «Морские», «Гнезда», «Айсберг» мягкой оплавленной формы, с подвижной фактурой, напоминающие какие-то естественные образования, со сложной цветотеневой модуляцией поверхности. Близкорасположенные фигурные наплепы исполнены нарочито густо, безраздельно сливаются с формой, создают завораживающий ритм и воспринимаются уже не как декор, а как сложная фактура поверхности. Художник сознательно гиперболизирует старинный формальный «гутный» прием, стремясь усилить образность произведений. Стекло здесь преобразовывается в цветонасыщенную среду, близкую к майолике. 
Декоративные композиции ваз «Осенние», «Новолуние», демонстрируя безграничные возможности видоизменения формы и живописных превращений сульфида, создают неповторимый образ того или иного явления природы. 

Апрель 2, 2018

Выставка

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»
представляет выставку работ учащихся общеобразовательных школ Дятьковского района и Дятьковской Воскресной школы.

Март 29, 2018

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» приглашает на выставку «Морская лирика».
На выставке представлены работы учащихся третьего класса Дятьковской детской художественной школы, проходящих обучение под руководством Копычевой Н.С. и Хоменок Т.В.

Работы выполнены в различных техниках (пастель, акварель, карандаш), но их объединяет одна идея – они созданы под впечатлением различных стихотворений, посвященных удивительной красоте прибрежных пейзажей и переменчивой водной глади. Строки стихотворений выступают в качестве названий для каждой из картин. Например, Долдонова Аделина выбрала для названия своей работы строки М.Ю. Лермонтова: «Ревет гроза, дымятся тучи над темной бездною морской…». 
Приглашаем вас посетить выставку и отыскать среди пейзажей и поэтических строк те, что придутся вам по душе.

Ноябрь 29, 2017

Экскурсия внутри одной витрины: бидермайер

Бидермайер — художественный стиль, возникший в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне) и распространённый в первой половине XIX в.

Стиль получил своё название по псевдониму «Готлиб Бидермайер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт и под которым он печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, простецкий». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Бидермайер — своеобразная «Смесь ампира с романтизмом», и прежде всего стиль нашёл своё выражение в архитектуре и особенно в живописи.
Но постепенно понятие распространилось на мебель, интерьер, и прикладное искусство. В последнем случае это чаще всего означало отделку фарфора и стекла.

В экспозиции Музея есть несколько предметов в стиле бидермайер. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми деталями их отделки:

Сентябрь 24, 2017

26 августа исполнилось 70 лет Илларии Анатольевне Мачневой. В 1973 г. она окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. 
Более семнадцати лет своей жизни И.А. Мачнева отдала Дятькоскому хрустальному заводу, на котором трудилась в роли художника.
На выставке представлены ее работы, выполненные в разные периоды времени. 
Хрупкая красота природы вдохновила художника на создание гутной пластики «Улитка» и стаканов, украшенных цветными налепами в виде робких улиток.
Мотивы живой природы отчетливо прослеживаются в декоре набора бокалов и фужеров «Росток», выполненных из цветного – хромового и дымчатого стекла, а так же в живописи, украшающей блюдо из кобальтового стекла «Ирисы». 
Одинаковыми по назначению, но совершенно разными по методам декора являются два набора для крюшона. Домашний уют воплощает набор из зеленого стекла, расписанный силикатными красками. Атмосферу торжества, праздничного приема передает набор для крюшона «В саду», выполненный из бесцветного хрусталя и декорированный алмазной гранью и гравировкой. 
Работы И.А. Мачневой заставляют замереть на мгновение, задуматься о преходящей, неуловимой красоте повседневной жизни, растений и всех живых существ. 

Сентябрь 17, 2017

Ваза призвана, прежде всего, украшать интерьер и «радовать глаз» владельца, и представляет собой изящной формы сосуд, который может быть выполнен из многих материалов и декорирован разнообразными методами.
Стеклянные и хрустальные вазы, представленные на выставке, созданы на Дятьковском хрустальном заводе в различные периоды времени. 
Одними из самых ранних произведений являются вазы, исполненные в трудоемкой технике «Галле» — рисунок на этих изделиях появился благодаря многократному травлению плавиковой кислотой. 

К советскому периоду относятся вазы из двухслойного стекла, окрашенные медью, селеном (красного цвета) или кобальтом (синего цвета) и украшенные алмазной гранью, торжественной и строгой.
Им противостоят так же созданные в советский период, массивные, полновесные вазы из сульфидно-цинкового стекла. 
Благодаря различным красителям изделия из стекла могут поразительно напоминать предметы, созданные из камня – примером тому служит необычное «малахитовое» стекло, три вазы из которого представлены в витринах выставки; и стекло, напоминающее янтарь – такой является крупная ваза из прозрачного стекла насыщенно-желтого цвета, окрашенная редкоземельным элементом церием. 
Множество ваз, так непохожих друг на друга, обьединяет одно – все они созданы, чтобы приносить в повседневную жизнь яркие краски, уют и радость.