Выставка «Сульфидно-цинковому стеклу – 65 лет»

Применение цинка в стеклоделии имеет длительную историю. В полной мере поставить производство сульфидно-цинкового стекла на научную основу и раскрыть обширные декоративные свойства этого материала смогли советские технологи, работавшие на Ленинградском заводе художественного стекла. Первооткрыватель его – Е.А. Иванова (на первых порах – при участии А.А. Кирьёнена) сумела предвидеть на практике принципиально новые для стекла декоративные качества, выявить круг их использования и заинтересовать ими специалистов разных профессий.

Первое авторское свидетельство на мраморовидное сульфидное стекло было выдано в 1957 году на имя Е.А. Ивановой и А.А. Кирьёнена.

Характерный декоративный эффект сульфидного стекла заключается в следующем. Стеклянные изделия производят из расплавленной стекломассы. В процессе работы стекло резко охлаждается, что вызывает образование в толще стекла множества белых кристаллов сульфида цинка, присутствие которых в прозрачном стекле простым глазом не заметно. Если же стеклянное изделие вторично обогреть, то кристаллы вырастают до видимых размеров и стекло мутнеет, приобретая молочно-белый оттенок.

Меняя дозировку железа и сульфида цинка, варьируя температуру, а так же время охлаждения и вторичного нагрева в процессе выработки изделия, наконец, охлаждая и обогревая отдельные участки изделия, вводя в сульфидное стекло всевозможные красители или же получая «цветной сульфид» методом накладного стекла можно добиться интереснейших декоративных эффектов. За способность изменять цвет мастера-стеклоделы дали этому стеклу народное название – «стекло-хамелеон».

На Дятьковском хрустальном заводе освоение сульфидно-цинкового стекла происходило при непосредственном участии самой Е.А. Ивановой. С этим новым материалом работали В.В. Сойвер, Е.С. Шувалов, В.И. Котов, М.В. Грабарь и, конечно, В.Я. Шевченко.

Именно В.Я. Шевченко в своем творчестве сумел продемонстрировать необычную, завораживающую красоту сульфидно-цинкового стекла. В произведениях этого автора трудно провести грань между отделкой и формой: свойственные сульфидному стеклу полихромные новообразования органически вплавлены в него, организуются в целостном единстве с формой изделий. Колористическая раскованность, разнообразие градаций цвета отвечают сложным эстетическим запросам, когда значительная роль в создании предмета отводится цвету.