Тысяча сверкающих историй, часть 56.

Сувенир «Медведь». 1975 г.

Народное, «гутное» или «гутенское» стекло всегда составляло ветвь стеклоделия в России. Как и в народной керамике, изделиях из фаянса, как в лепной и резной игрушке, в стекле выделывались сосуды-звери, фигурки животных и птиц, штофы и стаканы, расписанные шутливыми сценами с назидательными надписями. Сосуд с заключенным в нем предметом, сосуд в форме медведя («ведмедник») выдувались при помощи определенной суммы приемов, это были в известном смысле дипломы на мастерство, подтверждающие умение работать у печи с расплавленным материалом.

Сосуд-медведь выполнен из цветного стекла мастером-художником Чачиным Василием Петровичем.

Шувалов Е.С. Ваза. 1958 г.

17 апреля 1958 года была открыта Всемирная выставка ЭКСПО-58. Она проходила в Брюсселе. Предметы, побывавшие на выставке, представлены сегодня в основной экспозиции Музея хрусталя. Международное жюри присудило Дятьковскому хрустальному заводу Бронзовую медаль за изделия из стекла. На всех предметах был изображен павильон СССР. В центре внимания сегодня – небольшая вазочка из двухслойного стекла, декорированная золотом. Ее автор – Шувалов Е.С.

Набор «Клюква». 1961 г.

Предметам дачного прибора «Клюква» свойственна округлость линий, близкая к гончарной посуде. Разумеется, ассоциации с глиняными изделиями могут быть лишь самыми общими, так как формы гончарных мисок зрительно тяжелы и массивны, а формы стеклянного сервиза легки и почти нематериальны из-за своей прозрачности. Красные бусинки ягод и черные штрихи хрупких стебельков клюквы, будто невзначай рассыпанные по поверхности сосудов, столь же легки, как и сами предметы, и хорошо видны на бесцветном, прозрачном стекле.

Именно пространственная выразительность и пластичность является наиболее сильной стороной произведений Валентины Александровны Филимоновой. Причем декор — живопись силикатными красками, деколь или алмазная грань — располагается обычно не фронтально, акцентируя какую-либо одну сторону вещи, а по всей форме, подчеркивая ее художественную цельность. Эта простая по форме посуда с неброской, но изящной отделкой рассчитана на самое широкое использование в быту.

Ваза «Корзинка». 1973 г.

Ваза «Корзинка» из бесцветного хрусталя знакома многим. Ее автор – мастер-художник Евгений Николаевич Булимов.

Долгие годы эта ваза являлась своеобразной «визитной карточкой» Дятьковского хрустального завода, одним из самых узнаваемых предметов серийного производства. Однако, сегодня мы представляем вашему вниманию необычный вариант этой известной вазы – из неодимового стекла.

Гутная пластика «Чучело». 1968 г.

Освоение нового материала – всегда особенный процесс. Успеху работы с сульфидно-цинковым стеклом на Дятьковском хрустальном заводе способствовали инженеры и технологи, предложившие его новый состав, который позволил корректировать густоту цвета. Одновременно стекло получило новую гамму сизых оттенков.

Декоративное «Чучело» выполнено из сульфидно-цинкового стекла в старинной гутной технике. Как и многим гутным предметам, ему присущ юмор и внимание к повседневному быту.