Выставка «Да будет свет»

Подсвечники и керосиновые лампы конца XIX – начала ХХ века в коллекции Музея дятьковского хрусталя

Одним из самых первых созданных человечеством искусственных источников света была свеча. Цилиндрическая форма для отливки свечей была изобретена в ХV веке, а в ХIХ свечное дело стало отраслью промышленности. Сырьем для изготовления свечей служили в разные периоды времени животные жиры и растительные масла, в современную эпоху самым распространенным материалом является парафин.

Подсвечники появились одновременно со свечами, с целью сделать использование свечей безопасным и удобным. Одно из главных требований к материалу, из которого выполняется подсвечник – его огнестойкость, пожаробезопасность. Стекло прекрасно отвечает этому требованию. Стеклянные подсвечники появились в обиходе с началом активного развития стекольной промышленности.

На Дятьковском хрустальном заводе в период конца ХIХ — начала ХХ века изготовлялись подсвечники самых разных форм и размеров, как вырабатывавшиеся вручную, так и методом пресса. Некоторые из них полностью соответствуют прейскурантным образцам.

Пресс – техника формования стеклянных изделий путем выдавливания стекломассы в чугунную форму. Это наиболее простой, быстрый и недорогой способ выработки изделий. Чаще всего прессованные изделия не требуют дальнейшей дополнительной обработки. Главный критерий, которому должны соответствовать изделия данного метода выработки – функциональность и утилитарность. Однако, мастера ДХЗ много работали в области эстетизации форм повседневных предметов массового тиража и проводили многочисленные опыты по созданию своего собственного выразительного языка прессованных изделий.

Ярким примером прессованного изделия, обладающего выразительным декором, и соответствующего прейскурантному образцу, является подсвечник в виде Эйфелевой башни.

Данный подсвечник изготовлен из цветной стекломассы. Такой цвет, близкий к спектральному голубому, имеет стекло, содержащие ион меди Cu²+ (в виде оксида меди СuO) при условии, что бесцветное стекло-основа содержит Na²O. Стекло подобного оттенка иногда в быту называли «купоросным» из-за схожести с цветом медного купороса. Художественный образ предмета передает внешний вид максимально узнаваемой архитектурной достопримечательности Парижа.

Вторым подсвечником, исполненным методом пресса и соответствующим прейскурантному изображению, является экспонат, выполненный из дымчтатого стекла с рельефным изображением распятого Иисуса Христа.

Оригинальная нижняя часть предмета утрачена, сохранившаяся верхняя часть приклеена на металлическую плитку. В таком виде подсвечник поступил в музей в 1983 году, был передан в дар музею жителем города Дятьково Ю.П. Шестаковым. Темно-серое, иногда почти черное, стекло, называемое дымчатым, получают смешением трех красителей, — никеля, кобальта и хрома. Внешний вид данного изделия значительно проигрывает художественному и технологическому выполнению подсвечника в виде Эйфелевой башни.

Следующую группу составляют изделия, выработанные вручную методом выдувания в форму и последующей обработки с помощью абразивных инструментов. Продолжая тему окрашенного стекла, рассмотрим два подсвечника зеленого цвета. Насколько разными являются их оттенки, настолько различны и красители, их дающие.

Крупный подсвечник сложной конфигурации светлого желто-зелёного цвета сделан из стекла, окрашенного соединением урана.

Удивительная зеленая окраска уранового стекла обусловлена присутствием в нем триоксида урана (UO³) и наиболее эффектна благодаря свойственной такому стеклу флуоресценции. В процессе флуоресценции до 20% невидимого ультрафиолетового излучения дневного света, падающего на стекло, превращаются в видимый желто-зеленый свет, в результате стекло как бы само светится изнутри. Из уранового стекла производили, в основном, толстостенные изделия. Эта целесообразность была обусловлена тем, что на широких гранях таких предметов были хорошо видны яркие переливы желто-зелёного цвета. Поверхность подсвечника из уранового стекла декорирована широкими полированными гранями. Подобный способ декора называют гранением или, иногда, «литерной» гранью.

В сохранившихся прейскурантах Дятьковского хрустального завода подсвечники, соответствующие данному вышеописанному изделию из уранового стекла, не обнаружены.

Следующий экспонат, напротив, полностью соответствует прейскурантному образцу – это подсвечник темно-зеленого цвета. На фото страницы прейскуранта Дятьковского хрустального завода он обозначен под №1.

Наиболее распространенный краситель, придающий стеклу теплые оттенки зеленого цвета — ион Cr³+ в виде оксида хрома Cr²O³. Созданный в конце XIX века, данный подсвечник все еще отражает увлечение готическим стилем, свойственное середине XIX века и ярко выраженное в декоративно-прикладном искусстве того времени. Пропорции подсвечника вытянутые, поверхность декорирована широкими гранями, а декор дна прямо в прейскуранте фабрики указан как «дно готическое». Гармоничное сочетание материала и декора позволяют отнести данное изделие к одному из лучших образцов массовой продукции той эпохи.

В отдельную группу можно объединить подсвечники из бесцветного стекла и хрусталя.

На одной странице прейскуранта с предыдущим подсвечником из темно-зеленого стекла располагается подсвечник схожего декора, изготовленный из бесцветного стекла.

Основание предмета круглое, с плавно завернутым вверх краем, подсвечник украшен широкими полированными гранями. На странице прейскуранта данное изделие идентифицируется следующим образом: «грань во весь, дно тумбой».

Следующий экспонат — первый среди рассматриваемых, в декоре которого сочетаются широкая грань (гранение) и алмазная грань.

Алмазная грань – термин, принятый в России для обозначения резьбы изделий из свинцового хрусталя. Такого вида грань появилась в Англии в 1780-х годах и существует поныне. В первой половине ХIХ века наибольшее распространение получили грани, выполненные колесом, заточенным под углом в 45 градусов и делающим клиновидные разрезы. В конце XIX начале ХХ века рисунков алмазной грани стало так много, что в прейскурантах им присваивали не только названия, но и номера. Главной отличительной особенностью этой «номерной грани» было то, что орнамент составлялся из нескольких довольно простых элементов – «пальцы», «ямки», «рейки», «лучи», «кусты», «сетка», «паутинка».

Дно и деталь основания подсвечника украшены гранью «алмаз», тулово – широкой гранью. Внутри тулова оставлен пузырь воздуха в форме «песочных часов».

Узор алмазной грани под названием «алмаз» так же украшает следующий экспонат – подсвечник из бесцветного стекла, состоящий из двух частей.

Наглядно демонстрирует разнообразие узоров алмазной грани еще один подсвечник из хрусталя. Форма подсвечника сложная, основание многоступенчатое. В декоре использованы такие элементы как «куст», «звезда», «сетка», край основания обработан «зубцом». Сложная форма и изобилие рисунков позволяют говорить о «перегруженности» декора.

Рассматривая подсвечники XIX века, хранящиеся в коллекции музея, следует принимать во внимание тот факт, что эти предметы в целом не имеют четко выраженной стилистической ориентации. Мастера Дятьковского хрустального завода в этот период, прежде всего, отталкивались от самого материала, цвета, технических возможностей, и, конечно, от функциональности предмета.

Керосиновые лампы не являлись прейскурантными изделиями Дятьковского хрустального завода на рубеже XIX-ХХ века. С высокой степенью вероятности они выполнялись мастерами самостоятельно, в качестве доказательства виртуозного владения своим делом. В музее хранятся три лампы разной степени укомплектованности. Наиболее «возрастным» предметом является резервуар для керосина, выполненный из стекла красного цвета. Оригинальные горелка и колба для пламени не сохранились.

Экспонат датируется XIX веком. Основная часть изделия выработана из цветного стекла, верхняя часть – из бесцветного хрусталя. Для придания стекломассе малиново-красного цвета применяются соединения золота, и, в этой связи, такое стекло называют «золотым рубином». Золотой рубин является одним из самых дорогих видов художественного стекла.

Вторая лампа, выполненная на ДХЗ мастером Разрезовым А.Н. в 1920-е годы, укомплектована горелкой.

Сама стеклянная емкость гармоничной формы украшена исполненным в гутной технике цветком, в горячем состоянии прочно соединенным с

резервуаром. Гутная техника – процесс создания и декорирования изделий непосредственно возле стекловаренной печи. Яркий оранжевый цвет данной керосиновой лампы обусловлен соединениями кадмия.

Третья лампа была передана в дар музею О.С. Козельским.

Она создана на ДХЗ в середине 1920-х годов, выполнена из двухслойного (бесцветного и оранжевого стекла) и украшена традиционным и распространенным способом – живописью. В живописном сюжете можно увидеть отголоски стиля «модерн» — на резервуаре изображены ветви растений, цветок, райская птица и яркая бабочка, что не характерно для продукции завода второго десятилетия ХХ века. Однако, само художественное исполнение находится на достаточно невысоком уровне.

С течением времени подсвечники и керосиновые лампы, когда-то бывшие предметом повседневного использования, перешли в разряд предметов, способных создать определенную атмосферу и настроение. Пламя горящей свечи – один из атрибутов как романтического вечера, так и времени для рефлексии, погружения вглубь внутреннего мира человека. Керосиновые лампы востребованы там, где нет возможности использовать электрическое освещение или существует необходимость включить их в дизайн интерьера. Несмотря на выход из бытового применения, подсвечники и керосиновые лампы, благодаря завораживающей магии живого огня, будут сопровождать человека на протяжении еще долгого-долгого времени.