Тысяча сверкающих историй, часть 36.

Набор «Голубой».

Одной из «визитных карточек» серийной продукции ДХЗ из цветного стекла можно считать набор «Голубой», созданный художником И.В. Мачневым в 1986 году.

В коллекции музея хранится авторский вариант этого набора — тулово графина и бокалов украшает гравировка, по которой выполнена роспись золотом. В серийное производство шли графин и бокалы с гладкой поверхностью. Отличительной особенностью предметов является пережим, выполняемый в горячем состоянии и придающий им необычный вид.

Ваза для цветов. 1958г.

Изобретение техники декорирования поверхности изделия с помощью переводных картинок (декалькомании, переводной печати) относится к середине XVIII века. Гораздо позже, в 1840 году русские художники Семячкин и  Теребенев А.И. (последний получил патент)  изобрели   способ нанесения переводных рисунков для украшения массовой посуды. В 1860 этот способ был усовершенствован С.А. Хрулёвым и широко распространился по всему миру.

На ДХЗ этот метод декора особенно  активно использовался в ХХ веке для украшения изделий массового производства. На фото представлена ваза из двухслойного стекла,  изготовленная на ДХЗ в 1958 году. Портрет поэта А.С. Пушкина выполнен посредством переводной печати.

Ваза для цветов. XIX век.

В текучести, плавности орнаментальных форм стиля модерн прекрасно используется пластическая мягкость горячего стекла, а так же последующие технологические возможности, способные показать сам материал, его фактуру, богатейшую полихромную палитру, выявить заложенные в самой его природе декоративные возможности. Недаром именно в стеклоделии модерн нашел наиболее яркое свое воплощение.

Декоративная композиция «Весенние цветы».

Шевченко В.Я. Декоративная композиция »Весенние цветы». 1971г.

Одним из этапов работы художника В.Я. Шевченко с сульфидным стеклом стало обращение к большим декоративным формам с круглыми медальонами – налепами в виде «пряничных» рельефных оттисков. Фигурные  налепы нередко используют в художественном стеклоделии: они определяют этнографический характер вещей, обогащают пластику, создают оригинальный рельефный орнамент. Декоративная композиция «Весенние цветы» была создана художником в 1971 году.

Ваза для сервировки стола.

            С 1930-х годов в цветовой палитре стеклоделия начинают активно применяться окислы элементов-лантаноидов, позволяющие получить недостижимые ранее еле заметные акварельные оттенки цвета, одновременно улучшающие блеск и чистоту материала. Один из самых красивых вариантов такого окрашивания – неодимовое стекло. Мастера и художники ДХЗ активно с ним работали. На фото представлена ваза, выработанная методом центробежного формования. Автор – Федоров Б.В., время создания – 1970-е годы.