Тысяча сверкающих историй, часть 23.

Декоративная композиция «Шумел сурово Брянский лес».

В  композиции «Шумел сурово Брянский лес», созданной  художником С.Е. Шуваловым, запечатлены три образа. Первый из них — выполненный из хрусталя ППШ – самое массовое оружие времен Великой Отечественной войны. Второй —  лампа-коптилка, которую делали из гильзы снаряда, служившая для освещения землянки или блиндажа. Для композиции ее изготовили из матированного хрусталя и цветного стекла. Третий образ —  бьющееся на ветру Красное Знамя, созданное из цветного стекла, окрашенного селеном.

«Шумел сурово Брянский лес» — песня, сегодня являющаяся гимном Брянской области, написана во время войны поэтом А.В. Софроновым и композитором С.А. Кацом и посвящена решительным действиям партизан, сыгравших огромную роль в успешном исходе Великой отечественной войны.

         Набор «Белые ночи».

Белые ночи – ночи, когда в течение всего периода ночного времени освещение остается достаточным. Сложно сказать, когда это явление окружающего мира приобрело второй, социокультурный смысл и стало своего рода символом Санкт-Петербурга, именуемого иногда «городом белых ночей». Набор «Белые ночи» исполнен Емельяновым М.П.  в гутной технике из хрусталя и дымчатого стекла. На предметах с помощью пескоструйной обработки выполнены изображения достопримечательностей и узнаваемых образов Санкт-Петербурга – коней на Аничковом мосту, геральдических символов герба города, парусников, искусно выполненных оград, набережных под низкими облаками.

         Декоративная композиция «Уроки».

Заслуженный художник России Галина Александровна Антонова воплощала свои творческие замыслы на многих заводах художественного стекла. Наиболее известными работами являются ее декоративные ансамбли. Композиция «Уроки» — одно из таких произведений, созданных на ДХЗ. Это ансамбль ваз разных высот и форм, ассоциирующихся с лощеной этрусской керамикой буккаро, в которых поверхность прокопченной до черноты глины подчеркивалась ритмическим орнаментом белого ангоба. Скульптурная пластика гутных форм темно-синего, почти черного стекла подчеркнута сквозными, растекающимися опаловыми линиями сульфидного рисунка. Лучи света выделяют разные градации синего цвета – то почти черного, то лазурно-синего, то прозрачного, то приглушенного матовой фактурой.

         Ваза для фруктов. 1930г.

Выполнение цветного края изделия относится к гутным приёмам декорирования. Цветной край представляет собой особый вид наклада, получающийся следующим образом: дну набора из первоначального стекла придают необходимые очертания. Затем его берут на понтию, трубку отбивают, на край получившегося небольшого отверстия накладывают цветную нить (заранее приготовленную помощником) диаметром около 1см в зависимости от размера будущего предмета. Набор нагревают в печи до полного соединения цветного стекла с бесцветным. После этого мастер продолжает работу над краем специальными инструментами и в итоге получается ровный цветной жгутик, украшающий изделие. В данном случае основа чаши вазы – кобальтовое стекло, край – урановое.

         «Хрустальный экспресс».

         Спешит на праздник «Хрустальный экспресс» — набор, состоящий из двух штофов («локомотив»), салфетницы, лотка для закусок и 10 стопок. Все части экспресса, кроме колес,  выполнены методом выдувания и украшены алмазной гранью. Колеса выполнены методом пресса и приклеены к основанию. На праздничном столе предметы набора используются по прямому назначению, а в другое время радуют владельцев, красуясь на полке. Авторы «Хрустального экспресса» — Шувалов С.Е. и Чижов Л.А, год выпуска – 2006.