Тысяча сверкающих историй, часть 42.

Вазочка для крема. 1954г.

Впервые сообщение о производстве «медного рубина» в России встречается в обзоре русской стекольной промышленности в «Журнале мануфактур и торговли» за 1837 год. Там сообщалось: «Все новейшие способы окрашивания хрусталя введены на наших фабриках, не только все оттенки настоящего пурпуринового цвета производятся превосходно, но и красный посредством меди, почитающийся глубокой тайной во многих местах Европы, уже весьма часто употребляется у нас».

Темно-вишневый цвет «медного рубина» достигается с помощью коллоидного типа окрашивания стекломассы и является невероятно эффектным. На Дятьковском хрустальном заводе такое стекло варили вплоть до 1960-х годов. В большинстве случаев выработки «медный рубин» использовали в сочетании с бесцветным стеклом.

Шевченко В.Я. Кружка «Русская»

SONY DSC

Один из вариантов выразительного декора, применявшегося художником Виктором Яковлевичем Шевченко – использование металлического штампа, тиснение горячего стекла. Этот прием известен с давних времен, но на сульфидно-цинковом стекле эффект получался уникальный: изображение не просто отпечатывалось на полупрозрачной массе, оно проявлялось другим цветом, белело, как камея, как резной камень.

Рельеф, наносимый металлическим штампом на поверхность еще горячего стекла, сливается с массой, создается впечатление, что рельеф выходит из толщи, «проявляется» на стекле, а оплавленные края изображения, легкий мазок белого цвета (последствие охлаждения), идущий по рельефу, придает ему живость.

Стопка из набора «Зеленый шум»

Стопка – питьевой сосуд для крепких алкогольных напитков в виде небольшого стакана, расширяющегося кверху или цилиндрического. В русском стеклоделии стопки наибольшее распространение получили в XVIII веке. На сегодняшний день вырабатываются чаще методом пресса. Выработанные с помощью выдувания стопки имеют более тонкие стенки и выглядят изящнее. Допустимый объем стопки колеблется от 25 до 100мл, наиболее распространенный 30-50 мл.

Художники ДХЗ часто создавали стопки  весьма причудливых форм. Прекрасным примером является стопка из набора «Зелёный шум». Автор – Мачнев И.В. Год выпуска – 1984.

Ваза для цветов. Рубеж XIX – XX века.

         Неброские приглушенные цвета, плавные переходы полутонов, негладкая поверхность, применение иризации – характерные проявления стиля модерн в стекле. Эстетические принципы стиля модерн способствовали расширению методов декорирования изделий.

         Ваза.

         В середине III века н.э. александрийские стекольные мастерские ввели технику декорирования стекла при помощи точильного станка с вращающимся абразивным кругом. Так появился прообраз современного станка для выполнения алмазной грани. Александрийцы так усовершенствовали свое оборудование, что смогли выполнять рисунки, прорезая на поверхности стекла довольно глубокие канавки. Эти элементы уже напоминают более позднюю резьбу по свинцовому хрусталю, изобретенную в Англии в конце XVIII века.

На Дятьковском хрустальном заводе украшение изделий алмазной гранью – распространенный и традиционный прием на протяжении всего времени существования предприятия.  Автор изделия – Е.С. Шувалов. Год создания – 1953.