Тысяча сверкающих историй, часть 43

Декоративная композиция «Весенняя мелодия».

В экспозиции музея можно отыскать композиции, соответствующие всем сезонам года. Время свежего ветра и новых ожиданий, первых цветов и капели – весна. Эти приметы весны нашли свое отражение в композиции «Весенняя мелодия», созданной художником Б. В. Федоровым. Внутри огромной хрустальной капли – воздушное пространство, повторяющее ее очертания. Первоцветы, с помощью гравировки нанесенные на поверхность хрусталя, отражаются на стенках внутреннего объема.

Пудреница.

В 1635 в Англии Роберт Манзель году впервые для варки стекла вместо дров начал применять каменный уголь. Для защиты от сажи и гари, получавшейся при топке каменным углем, тигли со стеклом стали закрывать. Это заставило повысить температуру для провара стекломассы или найти примеси, которые сделали бы стекло более легкоплавким. Использовав опыт эмальерного дела, стекловары добавили в шихту свинцовые соединения (содержащие оксид свинца) и получили тяжелое, но более мягкое сверкающие чистое стекло – свинцовый хрусталь.

В настоящее время  просто «хрусталем»  называют именно это стекло, содержащее от 24% и более оксида свинца. Его изобретатель – Джордж Равенскрофт, год получения – 1676.

Мастера и художники ДХЗ прекрасно умели продемонстрировать всю красоту этого материала – его прозрачность и блеск. На фото представлена пудреница, созданная в 1960-е годы.

 Ваза «Купола».

         Украшение хрусталя сложными узорами выполняют в холодном состоянии при помощи острозаточенных абразивных кругов клиновидного профиля.      Вследствие преломления и отражения света на полированных поверхностях прорезанных в хрустале линий возникает яркая игра света. По аналогии с игрой бриллианта (граненого алмаза) эти узоры получили название «алмазная грань» или «алмазная резьба». Кроме того, некоторые элементы рисунка по своим очертаниям напоминают граненые драгоценные камни. Так же в современное время для обработки хрусталя используют синтетические алмазы.

         С помощью традиционных элементов алмазной грани – «русского камня» и «паутинки» на крупной вазе из бесцветного хрусталя выполнены очертания куполов. Это изделие создано И.С. Колодиным в 1973 году.

         Декоративная композиция «Репка».

         Изделия, выполненные из стекла непосредственно у стекловаренной печи мастером-выдувальщиком вручную в горячем виде путем свободного выдувания или при помощи форм, декорированные и окончательно отделанные здесь же у печи, получили название «гутного стекла».

Гутные изделия обладают собственным, выразительным характером. Они способны рассказать зрителю целую историю, а иногда – новый поворот сюжета в старой истории. Персонажи сказки «Репка» сегодня в центре внимания. Автор композиции – Емельянов М.П.

Кувшин из набора «Цветение».

Сложные изделия наподобие кувшина изготовляют следующим образом. Вначале выдувается корпус кувшина, потом корпус берется на понтию. Ножницами вырезается нужная конфигурация горла, которое выравнивается специальными инструментами. Отгибается слив, а с противоположной стороны крепится ручка. Ручка выполняется вторым мастером путем раскатки размягченного стекла в стержень определенной длины. Этот стержень в горячем состоянии сначала нижним, а потом верхним концом прикрепляется (приплавляется) к корпусу. Пока ручка мягкая, ей придают нужную форму. После этого изделие отбивается от понтии и относится на отжиг. После отжига изделие по необходимости декорируется различными способами.

В данном случае кувшин украшен алмазной гранью. Его автор – Е.С. Шувалов.