Тысяча сверкающих историй, часть 8.

Кружка «Вздернутая нить»

Кружка выполнена в сложной технике выработки и декора под названием «путанная нить». В данном случае горячая основа изделия опутывается тянущейся нитью раскаленного набора стекломассы другого цвета. При выполнении данного изделия использовано несколько видов стекломассы разного вида и цвета – хрусталь, стекло розового цвета («золотой рубин»), черное («дымчатое») стекло. Кружка относится к работам, выполненным на Дятьковском хрустальном заводе мастером – выдувальщиком В.С. Ковалеровым.

За создание высокохудожественных изделий из стекла, высокую культуру и исполнительское мастерство Ковалерову В.С. в 1966 году было присвоено звание «мастер-художник». Работы В.С. Ковалерова, наряду с работами других мастеров, экспонируются в музее в специально отведенном зале. Без многолетнего труда мастеров завода, их опыта, таланта, чуткого импровизационного исполнения своих задач невозможны были бы высокие успехи дятьковского художественного стекла.

Пепельница.

Хрустальная пепельница изготовлена методом пресса. Пресс – техника формования стеклянных изделий путем выдавливания стекломассы в чугунную форму.

Максимальное распространение метод машинного прессования получил в 1970-е годы. В это время на ДХЗ после масштабной реконструкции был пущен в эксплуатацию специализированный цех механической выработки изделий из хрусталя методом прессования на отечественных автоматах АПП-12. Точность прессования обеспечивает строгое соответствие серийных изделий авторскому образцу (модели).

Набор для воды.

В набор для воды входят два графина и два бокала. Автор — художник Светлана Григорьевна Рязанова. Набор выполнен из бесцветного стекла и декорирован живописью, в которой преобладают яркие и чистые тона. Росписи геометрического, растительного и сюжетного характера объединяют предметы набора для воды в единый комплекс. Набор является прекрасным примером «минимализма» 1960-х годов, когда художники должны были ориентироваться на создание максимально простых и функциональных предметов.

Набор для крюшона «Разбитое сердце».

Мачнева И.А. Набор для крюшона ‘Разбитое сердце’. 1985г.

Изделия из бесцветного стекла с росписью занимают особое место в творчестве художника И.А. Мачневой. В ее произведениях роспись всегда сомасштабна габаритам изделия, ее ритмы подсказаны формой предмета, тонко продуманные детали, акцентирующие характер рисунка, сообщают ее живописным композициям ощущение гармоничной завершенности. Ярким примером является набор для крюшона «Разбитое сердце», созданный в 1985 году.

Блюдо «Конь».

Работа художника во многом подобна отважному поиску первооткрывателя новых земель. Бросить вызов самой стихии стекла, не боясь неудачи, упорно идти к своей цели и победить. Одной из таких побед стал для художника Виктора Шевченко собственный рецепт особой шамотной пасты, с помощью которой он выполнял различные изображения на поверхности стекла.

Попробовав расписать гладкое простое стекло шамотной пастой, а затем, открыв способ прочного ее соединения с поверхностью стекла (в 1963 году художник получил авторское свидетельство), Виктор Шевченко создал ряд произведений, ставших, с одной стороны – художественным обоснованием приема, а с другой – имеющих самостоятельную ценность.

Среди них особенно выделяется декоративное блюдо «Конь».

Порывистость движения бегущего, летящего коня передана не только благодаря очень точно изображенному силуэту. Мы словно видим стремительный жест рисующей руки, то, как вздуваются и опадают капли шамотной пасты, лепящие фигуру коня. А прозрачное стекло, на котором расположен рисунок, использовано не как нейтральный фон – его прозрачность становится воплощением идеи пространства, бесконечного пространства, сквозь которое проносится конь.