Тысяча сверкающих историй, часть 46.

Ваза (до и после химической полировки).

Химическая полировка применяется главным образом для полировки узоров алмазной грани на свинцовом хрустале, содержащем PbO. При этом шероховатая поверхность стекла на подвергнутых механической обработке линиях резьбы становится гладкой. Основными полирующими веществами являются плавиковая кислота и серная кислота. Для полировки изделия помещают в специальные кассеты из полипропилена, которые вращаются в емкостях с полирующими составами.

         Фужер. 1956г.

Одним из самых древних приемов декора стекла в холодном состоянии является роспись. Известно, что еще в Древнем Египте (г. Александрия) изделия из стекла расписывались безобжиговыми масляными красками. Обжиговая роспись в древности встречается очень редко.

К самым элементарным видам живописи на стекле в современную эпоху относят различные полоски – «отводки». Отводка, сделанная по верхнему обрезу изделия, носит название «край», тонкая полоска – «усик». При отводке применяют различные кисти: тупые – для нанесения ленты, скошенные – для усика. Чаще всего отводку выполняют препаратами золота.

Декорировать таким образом можно как бесцветное, так и цветное стекло.

Кувшин. XIX век.

Первоначально гравированию подвергали драгоценные камни, затем теми же приемами стали украшать плоские пластинки из горного хрусталя и позднее – изделия из стекла, в частности, сосуды. Вначале изделия из стекла гравировали неглубоко, гравюра представляла собой рисунок, состоящий лишь из коротких, прямых прорезов и штрихов. Со временем неглубокая штриховая гравюра уступила место рельефной, более углубленной в стенки изделия. Обычно глубина гравируемого изображения колеблется в пределах 0,5-3 мм.

На фото представлен кувшин, созданной мастерами ДХЗ в XIX веке. С помощью гравировки на поверхности изделия изображена белочка и дубовые ветви.

Резервуар для лампы. XIX век.

Керосиновая лампа — осветительный прибор, работающий на основе сгорания керосина. Такие лампы использовались в быту с середины XIX по начало ХХ века. Резервуары для топлива изготовлялись из металла, фарфора и стекла.

В коллекции музея хранятся 4 керосиновых лампы разной степени укомплектованности. Наиболее «возрастным» предметом является резервуар для керосина, выполненный из стекла красного цвета. Оригинальные горелка и колба для пламени не сохранились.

Основная часть изделия выработана из цветного стекла (золотого рубина), верхняя часть – из бесцветного хрусталя.

Экспонат представлен на платформе «Артефакт»: https://ar.culture.ru/ru/subject/rezervuar-dlya-lampy

Сахарница.

Черный цвет стекла получается при добавлении в шихту сульфидов свинца и меди, а так же при добавлении больших доз оксидов марганца, кобальта, хрома. В прошлом такое стекло иногда называли нубийским. Если изделие имеет толстые стенки, получение черного цвета не вызывает особых сложностей. Многие красители при достаточной толщине стенок обеспечивают черный цвет. Получить тонкий слой непрозрачного черного стекла – сложно, но возможно.

Сахарница из десертного набора, созданного В.Я. Шевченко в 1963 году – прекрасный тому пример.