Тысяча сверкающих историй, часть 19

Сахарница. Середина XIX века.

Сахарница – привычный предмет, использующийся самостоятельно или входящий в состав чайных сервизов. Предназначается для хранения сахара и его подачи к столу. Встречаются сахарницы с крышкой и без нее. Крышка предохраняет сахар от пыли и влаги, что делает такие предметы более практичными. В крышке зачастую выполняется специальная выемка для ложки ли щипчиков.

На фото представлена сахарница, выполненная в XIX веке методом пресса. Крышку украшает фигура лебедя, боковые поверхности – грань «русский камень».

Набор «Новоселье».

         Одна из выдающихся работ художника И.А. Мачневой – созданный в гутной технике набор «Новоселье». Три стекла разного цвета – «селеновый рубин», бесцветное и молочное переплетаются между собой хаотичными пятнами, словно пестрая и шумная компания гостей на долгожданном празднике.

Плитка «Большой дятьковский крест».

     Первый храм с единственным в мире хрустальным иконостасом был построен в Дятьково в 1810 году. К сожалению, в конце 1920-х годов храм был разрушен. На рубеже ХХ-ХХI веков в городе был возведен новый храм, стены которого вновь украшает сверкающий хрусталь. Работа над созданием хрустального иконостаса была осуществлена заслуженным художником России Евгенией Ивановной Вольновой и дизайнером Леонидом Александровичем Чижовым. Благодаря этому талантливому творческому содружеству была решена сложнейшая художественно-инженерная задача.

Для отделки иконостасов как в прежнем, так и в нынешнем храме, использовались хрустальные плитки размером 29 х 29см с изображением равностороннего креста в центре. В прейскуранте Дятьковской фабрики за 1902 год в разделе «Иконостасные стекла» эта плитка называется «Большой Дятьковский крест».

На сегодняшний день в храме ведутся ремонтные работы.

Набор «Сияние».

Поиск пространственно — пластических решений своих композиций и выход их  в архитектурное пространство привел М.В. Грабарь к созданию таких уникальных ансамблей из хрусталя как «Тишина» и «Сияние». Их особенность состоит в активном взаимодействии с окружающим миром, который, отражаясь и множась в массе стекла, благодаря оптическим эффектам, создаваемым разными видами алмазного гранения, будто затягивается, вовлекается внутрь иллюзорного пространства и отражается мириадами огней.

Сама М.В. Грабарь считала «Сияние» одной из работ, наиболее точно выражающих направление своих творческих поисков.

Стакан «Охотники».

Традиции росписи стекла эмалевыми красками сложились на ДХЗ со дня его основания. Однако, глядя на изделия с эмалевой росписью второй половины – конца XIX века, видно, какой огромный путь мастерства был пройден за это время.

Яркий пример такого рода – стакан «Охотники»,  украшенный изящной эмалевой росписью с тщательной прорисовкой мельчайших деталей.