Тысяча сверкающих историй, часть 17

Кувшин. Конец XIX века.

         Наиболее сложной из всех работ, производимых в цехе выработки (на верстаке у печи), считается изготовление изделий с накладными стеклами, когда поверхность стеклянного изделия покрывается одним или несколькими слоями стекла разных цветов. Изготовление такого стекла требует хорошего чувства цвета, интуиции и большого опыта работы, так как очень трудно определять на глаз (а такой способ определения является единственным в данном случае) какое количество стекла необходимо для получения определенного оттенка. Наклад может быть полным или частичным, состоять из 2-х и более слоев.

Распространенным декором двухслойного стекла является нанесение алмазной грани. Характерным примером является кувшин, выполненный из синего (кобальтового) и прозрачного стекла, представленный на фото.

         Кружка для крюшона.

         Эти кружечки для крюшона знакомы, пожалуй, каждому зрителю. На ДХЗ они вырабатывались в цехе полностью механизированной выработки изделий методом прессования на отечественных автоматах АПП-12.

Внедрение данного метода выработки было новаторством и для отечественной, и для мировой практики  изготовления изделий из хрусталя.  Его отличала изобретенная на ДХЗ новая технология огневой полировки и создание рационализаторами завода высокопроизводительного конвейера промышленного образца. 

Графин «Грибок».

     Автор графина «Грибок» — Филимонова Валентина Александровна. В 1954 году Филимонова В.А. окончила Ленинградское художественно-  промышленное училище имени В. И. Мухиной по кафедре обработки стекла  и пластмасс, восприняв от своих учителей Б. Смирнова и Ф. Энтелиса любовь  к стеклу и безграничное доверие к его декоративным свойствам. Стремясь, как и многие другие художники, обновить пластику массовой посуды и восстановить скульптурную полноту форм, она обращается к природе. Графин невысок, приземист и крепок, как молодой гриб, компактен по объему и округл по очертаниям.

Сахарница. Конец XIX века.

Гранением называется способ украшения поверхности стеклянных изделий шлифованными и полированными плоскостями. Этот способ развился на основе огранки драгоценных камней. Чаше всего гранят толстостенные изделия. Для лучших образцов граненого стекла характерны геометрическая точность нанесения плоскостей и идеальное качество стекла.

На фото представлена сахарница из синего (кобальтового) стекла, созданная в конце XIX века и декорированная широкими полированными гранями.

Декоративная композиция «Лунный свет».

Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла,—
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла.
Анна   Ахматова.  «Явление луны»

Образ переменчивого, зыбкого,  чарующего лунного света воссоздан в одноименном произведении художника В.К. Погребного. На массивное декоративное блюдо нанесена глубокая алмазная грань. Верхняя поверхность полированная, грани на нижней стороне – матовые, именно  этот контраст и создает эффект льющегося, струящегося света.