Русский стиль в творчестве Е.М. Бём. В рамках проекта «Императорский маршрут»

Во второй половине ХIХ века масштабы производства на Дятьковском хрустальном заводе расширяются, устанавливается новейшее оборудование, совершенствуются технологии, возникают разнообразные подходы к формам и декору предметов. В этот период в декоративно-прикладном искусстве наблюдается небывалое ранее увлечение русской народной тематикой, которая находит живое отражение в изделиях завода. Наиболее яркое проявление «русского стиля» было связано с творчеством Елизаветы Меркурьевны Бём.

Елизавета Меркурьевна Эндаурова (Бём) родилась 12 февраля 1843 года в Петербурге. Её отец был переселившийся в столицу помещик, большой любитель музыки и театра, а мать, по словам знавшей её г-жи Лаврентьевой, была «олицетворенной добротой и кротостью», и эти черты своего характера она  передала своей дочери.

С Дятьковской хрустальной фабрикой Елизавета Меркурьевна оказалась связанной благодаря своему брату – Александру Меркурьевичу Эндаурову, который был техническим директором на мальцовском заводе. Приезжая в гости к брату и посещая хрустальную фабрику, Елизавета Меркурьевна увлеклась волшебными превращениями стекла и его уникальными свойствами. Принимая за основу посудные формы допетровской Руси – братины, чарки, ковши, художница создает на заводе свои знаменитые произведения, которые завоевывают не только российское, но и международное признание.

В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления, с дальнейшей росписью высокими  эмалями. Предметы этого сервиза словно выросли из толщи льда, о чем говорят пробки в виде кристаллов льда с пузырьками, застывшими внутри, и такого же характера толстый залив дна основания стакана. Вся матовая, будто запотевшая поверхность предметов, расписана тонкими звездочками снежинок, а верхние части расписаны рельефно с эффектом растекания, как бы оплыва белой эмали. Опоясывает кувшин надпись, входящая неотъемлемой частью в декор изделия: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студеной водицы».

Помимо Музея дятьковского хрусталя ее работы хранятся во многих крупнейших музеях нашей страны. В собрании Эрмитажа находится братина золотисто-желтого хрусталя. В стенках сосуда, в толще стекла, расположены три ряда рельефных дисков. Расписана братина голубой, зеленой, белой эмалями. Бусины, завитки и цветы обведены золотом. По краю надпись: «Посторонись, душа, оболью». На дне вытравлено клеймо «Хрустальный завод. Дятьково, МПТТ» (МПТТ – означает Мальцовское Промышленно Торговое Товарищество). Там же хранится умывальный прибор с изображениями двуглавых орлов, украшенный очень сложной техникой – роспись эмалью по насыпке, иризация, золочение. У набора есть интересная история. По воспоминаниям сестры художницы Екатерины Меркурьевны Эндауровой, такой набор после выставки в Чикаго был приобретен «первой богачихой в Америке».

Кроме элементов национальных орнаментов, художница удачно использовала русские пословицы и поговорки. Мастерски выполненные, они являлись прекрасным декором, а их содержание подчеркивало функцию предмета. Так, в фондах Исторического музея в прекрасном состоянии хранится винный набор, исполненный Елизаветой Бем на дятьковской хрустальной фабрике в конце XIX  века. В него входят: блюдо, штоф и двенадцать стаканчиков глубокого темно-зеленого стекла, обработанного шлифовкой и расписанного эмалями. Форма штофа классическая, имитирует старинную, с округлыми плечами. Элемент шутки присутствует в форме стаканчиков. Они невысокие, конические, с большим заливом дна, что делает емкость их обманчивой. Набор украшен выполненными коричневой эмалью забавными существами, напоминающими чертей, которые пляшут, падают и качаются. Штоф, стопки и блюдо расписаны шутливыми поговорками застольного характера. Хочется привести их полностью. Предупреждающая поговорка только одна – «Пей, пей, увидишь чертей», а остальные полны хмельного задора, бесшабашного русского веселья. На штофе: «Здорово, стаканчики, каково поживали, меня поджидали», «Напились – подрались, выспались, опохмелились и помирились», «Винушко, мое солнушко», «Первое – что я не пью, второе – что и не люблю, а третье – что я уже выпил». На блюде – «Винушко! Ась мое милушко! Лейся ко мне в горлушко, хорошо мое солнушко!». И на каждом стаканчике своя надпись: «Первый стакан на веселье», «Второй стакан на здоровье», «Третий стакан на задор», «на радости выпить, с горя запить», «не спрашивай: пьет ли, спрашивай: каков во хмелю», «чай, кофе, не по нутру – была бы водка поутру», «Через край хлебнул – голова трещит», «То не пьян, коли шапка на голове», «Где выпивал, там и ночевал», «тот не лих, кто во хмелю тих», «здорово, стаканчики, где побывали, меня поджидали», «обычай дорогой, надо выпить по другой». Штоф подписан «Елиз. Бем. 97». Этот набор выпускался серийно в 90-е годы XIX  столетия, о чем свидетельствует факт его присутствия в «Прейскуранте хрустальной фабрики», хранящемся в музее.

В государственном музее-заповеднике в г. Петродворце находится братина с черпаком, напоминающем деревянные русские черпаки, красивого бирюзового стекла, расписанного эмалями и золотом. В медальонах, окаймленных бусинами и листочками, изображены фантастические птицы и животные. Произведения Е. Бем хранятся также в Русском музее, Павловске.

Прекрасное качество, национальный колорит, красота и оригинальность этих произведений обеспечивали им любовь и популярность, начиная с конца XIX столетия и до наших дней. И даже придирчивые искусствоведы 70-х годов, критикуя так называемый «мещанский, мальцевский» стиль, не оставались равнодушными к работам Бем и были объективны в их оценке.

Вместе с этим об успехе ее деятельности говорят медали, полученные на выставках в Чикаго и в Париже. На выставке в Чикаго, вероятно, под влиянием движения за женскую эмансипацию была сделана попытка выделить произведения женского труда в особый отдел. Е. М. Бём представила на выставке силуэты, изящные карточки с виньетками в русском стиле, художественно расписанные эмалями стеклянные изделия. По окончании выставки все представленные на ней работы были распроданы.

Помимо этого на выставке были представлены братины, умывальный прибор, ковши, штоф со стаканчиками. На этой выставке Елизавета Меркурьевна получила несколько медалей и за рисунки, и за стекло. Золотой медалью был награждён и Дятьковский хрустальный завод. Эксперты выдали следующую аттестацию: «Особенно следует отметить следующие достоинства:

1. Красоту композиции в целом.

2. Характер декоративных деталей.

3.Высокохудожественное воссоздание древнего византийского и национального стиля». 

Там же была присуждена общая для всех изделий завода Бронзовая медаль. Золотую медаль художница получила на выставке в Париже, серебряную – в Брюсселе. Появлялись ее работы и на выставках дамского кружка в Петербурге, Всероссийской выставке в Москве.

Произведения Елизаветы Бём пользовались огромным успехом, не только потому, что они отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что они были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими.

В лице  Е.М. Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.