Мастера-художники Дятьковского хрустального завода — участники войны

В данной статье речь пойдет о мастерах-художниках Дятьковского хрустального завода —  участниках Великой Отечественной войны.

Дятьковцы героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах. Их подвиги были высоко оценены советским правительством. Тысячи дятьковцев награждены орденами и медалями, четырнадцати присвоено звание Героя Советского Союза. Война коснулась всех работников  «Дятьковского хрустального завода»,   мы перечислим работников -участников  Великой Отечественной Войны, которые вернулись на завод после войны: Белый  Алексей Тихонович, Бородий Иван Антонович, Гапонцев Сергей Харитонович, Дудоров Павел Васильевич, Исаев Николай Павлович,  Лагутин Василий Алексеевич,  Лексикова  Наталья Арсентьевна, Сачков Алексей Кузьмич, Северенкова Мария Денисовна, Столяров Сергей Фёдорович,  Фещенко Анна Николаевна,  Фокин Алексей Егорович,   Ионов Виктор Фёдорович,  И. Юршевич,  Флёсс  Пётр  Иосифович,  Евгениий Николаевич  Булимов,   Козявин Иван Алексеевич.

Первое послевоенное десятилетие для Дятьковского хрустального завода – это не только время решения технических и технологических проблем, но и массового выпуска художественного стекла. В первые пять лет все силы были направлены на выпуск самой простой сортовой продукции, которой требовалось очень много. Один из путей обновления ассортимента – это внедрение в производство работ мастеров,  творчески самостоятельных, оригинальных.

           Знание  секретов и тонкостей сложнейших методов работы с горячим стеклом, многолетний опыт работы, позволяют мастерам использовать их при воплощении  своих идей в произведениях из  хрусталя.  Особое внимание они уделяют отличительным деталям и особенностям задуманного персонажа, которые становятся главными  формообразующими элементами образа. Необычное решение в исполнении задуманного образа, знание особенностей материала, точность исполнения произведений, позволяют подчёркнуть красоту материала.

                          Среди замечательных имён мастеров-художников Дятьковского хрустального завода можно выделить —  Флёсса  Пётра  Иосифовича,  Евгения Николаевича  Булимова и  Козявина Ивана Алексеевича.

       Флёсс  Пётр Иосифович родился в Дятьково 10 апреля 1923 года.  Мальчишкой он любил ходить к отцу в сапожную мастерскую, где и
освоил отцовское ремесло.  Закончив 5 классов, трудовую деятельность начал в 1938 году.

15июня 1941 года был признан годным к строевой службе и зачислен в 36 отдельный мотострелковый полк НКВД, стрелком. С 15 июля 1941 года по 15 июля 1945 года, в звании рядового, прошёл весь Кавказ.  В том же полку по декабрь 1948года проходит сверхсрочную службу. Демобилизовался Петр Иосифович 14 декабря 1948 года. Вернулся в родной город с медалями: «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». После войны работал Пётр Иосифович в Дятьковской артели «Свой труд».

В 1951 году он поступает на хрустальный завод, в цех обработки, живописцем 2 разряда, в 1953 году переведён в живописный отдел мастером 4 разряда. Вся трудовая деятельность Петра
Иосифовича была связана с живописным цехом. Своим учителем Пётр Иосифович называл  Козявина Николая Васильевича.  

В отделе Главного художника он проработал 9 лет, где осуществлял   замыслы  художников в сложнейших техниках: «золотой чеканки», росписи высокими эмалями, фотопечати. Выполнял рисунки на изделиях по эскизам художников — Шувалова Е.С.,  Липской А.А.  и  В.Я. Шевченко.

В работе  с  Шуваловым  Е.С.  мастером  было выполнено много разных работ, одна из которых — ваза для цветов «Сталин» выполненная в  1951 год из трехслойного стекла, где методом глубокого травления выполнен портрет Сталина.  Серия  кубков  с символикой «Всемирного фестиваля молодежи и студентов» выполненные в  1957 год из уранового и  кобальтового  стекла,  медного рубина в технике «чеканка по золоту».

Наиболее удачной работой Пётр Иосифович считал туалетный набор А.А. Липской,  исполненный  в 1950 году.  Туалетный набор красивого золотистого стекла с алмазной гранью декорирован  иризацией и  росписью золотом с растительным орнаментом.

              Пётр Иосифович  расписывал изделия и своими авторскими  рисунками.  Например, набор, состоящий из штофа и 2 стаканов «Родной край».  На штофе  изображена лесная певчая птичка с необычной внешностью – клёст, а   стаканы украшены еловыми лапами. Цериевая ваза  для цветов «Мальчик с собакой», выполненная в 1955 году. Овальный медальон выполнен в технике «чеканка по металлу», внутри которого изображен  мальчик купающий в ручье собаку. Ваза для цветов «Зима» — по сказке «Серебряное копытце».

По воспоминаниям родных: «Дома всегда что-то рисовал: расписывал филёнки на дверях, писал картины. Особенно любил рисовать птиц, животных.  За красками ездил в Ленинград.   Расписанные вещи тут же раздаривал друзьям, близким». Умер 28 мая 1997 года.

Евгений   Николаевич   Булимов     родился   22 февраля 1921 года в городе Дятьково Брянской области.

В  1938 году мать Евгения    Николаевича    привела его на завод.

Евгения определили на прозаическую должность разметчика посуды: сиди за столом и рисуй на изделиях точки и линии — ориентиры для нанесения алмазных граней. Скучно — каждый день одно и то же. После работы шлифовщиков от трудов Жени не оставалось на хрустальных поделках и следа, а так хотелось увидеть этот свой след.

В конце концов, дала себя знать в парне крутая, настырная булимовская порода. Булимова определили  учеником к давно обрусевшему чеху, которого в цехе даже взрослые рабочие звали уважительно дядей Рихардом. Первые уроки брал Женя у знатного мастера из-за его спины, потом стал на бракованной посуде руку «набивать». За обработкой небольшого из кобальтового стекла графинчика и «поймал» однажды Евгения бывший тогда начальником цеха Алексей Васильевич Миронов. Суд его был скорый:

— Из разметчиков перевести Булимова в алмазные мастера, на «медальон».

Другой бы радовался такому повороту, а Евгений остался недоволен: «медальон» — несложный рисунок на чайном стакане — был для него уже пройденным этапом. Поработал неделю-другую и сказал себе словами дяди Рихарда:  «Не те кружева», — и решил уйти. Удержал его все тот же Алексей Васильевич, удержал на заводе и для завода на всю жизнь.

В конце ноября 1940 года Булимов оказывается в Смоленске, в школе младших авиаспециалистов. На практику выехали в Белоруссию, в полевой лагерь, недалеко от Польши. Здесь же и узнали о начале войны. Трудным был путь от Минска до Москвы. По прибытии в Москву Булимов попадает в академию имени Жуковского, через день в Рыбинск. Здесь формируется авиационный полк, где Булимов обслуживает две пушки, стоящие под капотом самолёта. Четырнадцать месяцев Ленинградского фронта, Москва, Черниговская область, юг Украины, Румыния, Венгрия, Австрия — боевой путь оружейника Булимова. На австрийско — германской границе закончилась для него война.  За свои боевые заслуги сержант Булимов был награждён медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За победу над Германией».

После двух лет сверхсрочной службы, 9 мая 1947 года возвращается Евгений Николаевич в родной город. И снова родной завод.

Работал  с Шуваловым Е.С., но художник  редко прибегал к эскизам на бумаге. Изображал только форму посуды, а рисунок огранки набрасывал пером прямо на готовом изделии. Непосвященному трудно увидеть в тонких контурах сверкающую алмазную грань. Шувалов видит ее, как видел ее и    шлифовщик — алмазчик Евгений Булимов.

 Евграф Сергеевич Шувалов  говорил:  « Мастер-то Булимов знатный, только я свои вещи работать ему доверяю с опаской. Очень уж у Жени художническое воображение развито. Увлечется, и пошел и сторону мой эскиз — свой рисунок режет. Красиво — спору нет, да ведь это уже не мое, а полностью его, булимовское»

 Евгений Николаевич, пожалуй, и сам не знал, когда перерос в художника-созидателя. Очень уж узкий, как та «паутинка», барьер отделяет здесь создателя от исполнителя.  Сейчас даже трудно определить, рабочий ли берет в Булимове верх над художником, или наоборот. Скорее всего, существует единый, неделимый сплав рабочего мастерства и художественного таланта. Каким-то особым чутьем находит Евгений Николаевич такие сочетания известных элементов, что профессиональные художники удивляются их совершенству.

 Также работал и с  Грабарь М.В., Шевченко В.Я., Котовым В.И., художниками   завода,  Е.Н. Булимов   воплощает и свои задумки.  

Виртуоз,  мастер – художник «алмазного гранения» из-под колеса  которого выходят собственные произведения.

Самое знаменитое из работ Евгения Николаевича —  блюдо   «Ромашка», представленное на международной выставке в Брюсселе «ЭКСПО-58». Трижды работы  мастера  участвуют в выставках на ВДНХ, где всегда получают награды.

Сотканное из света и воздуха большое декоративное блюдо «Кружево», за которое Е.Н. Булимов   удостоен медали ВДНХ, также как и  блюдо «Паутинка», блюдо «Трёхножка», корзинки, конфетницы – эти работы  были внедрены в серийное  производство, выпускаются и сейчас. Блюдо «Калейдоскоп»,  выполненное в двух вариантах,  где сочетается хрусталь и кобальтовое стекло, к одному из блюд в набор идет ваза.

И вот уже у него за спиной стоят ученики, как и он когда-то. В семидесятые годы Е.Н.Булимов получает звание «мастер-художник». И трудовых наград у мастера становится больше, чем боевых. С 1938 года  и  до выхода на пенсию  в 1981году, трудился на хрустальном заводе мастером – художником. Умер 18 августа 2005г.

Еще один  фронтовик, мастер – художник  —   Козявин Иван Алексеевич.  

Иван Алексеевич происходит из известной династии живописцев Козявиных.

Козявин Иван Алексеевич  родился  25 мая 1910 года.   Когда Ивану Алексеевичу было 10 лет, у него умирает отец. Видя трудности семьи, понимая, что он единственный мужчина в семье, Иван Алексеевич  в 1922 году, окончив начальную школу,   бросает учёбу и поступает работать в типографию.

25 октября 1932 года был призван на строевую службу и зачислен в 41-й пограничный отряд города Нахичеван, где получил военно-учетную специальность: разведчик артиллерии и минометчик. После увольнения в запас  15 марта 1935 года поступает работать в живописный цех хрустального завода.

Когда началась война, Иван Алексеевич был призван по мобилизации в стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии. Служил в разведке,  в части, которая входила в состав Первого Белорусского фонта.

Возвратившись после демобилизации 1 октября 1945 года в родной город, снова идёт работать на хрустальный завод, в живописный отдел. Опытный, талантливый мастер  становиться инструктором наставником в том же цехе. 

Для облегчения труда разрисовщиков он вносит много рационализаторских предложений.

Но стекло — не бумага. Наносить рисунок на объёмные изделия трудно. Штамп для живописного цеха на хрустальном заводе был придуман Иваном  Алексеевичем.  Штампы он   изготовлял в домашних условиях, опробовал их там же,  и только потом отдавал в производство. Штампы использовались не только для живописи, по ним делалось и  травление кислотой.

Свои рисунки Иван Алексеевич сам перфорировал (прокалывал по контуру) иглой: делал «паужу». Затем по «пауже» делались трафареты для живописного цеха. Многие изделия, выполненные по рисункам и с помощью штампов Ивана Алексеевича, выпускались серийно. Например, набор из бесцветного стекла «Яблоня», выполненные в  60-е годы художником  Рязановой С.Г.. На вазах выполнен декор в виде стилизованной яблони.

Набор для воды «Роза» художника Жигалкиной  Е.С. состоящий из кувшина и стаканов.  Автором живописных рисунков как  раз и является Иван Алексеевич. 

 Работал он с известными художниками: Липской А. А., Рязановой С.Г., Жигалкиной Е.С., Шуваловым Е.С.

Более полувека рисункам и штампам придуманным Иваном Алексеевичем, но новизну и актуальность они не утратили и сейчас. Рисунки, штампы, «пауже» хранились в семье дочери.

Внучка Ивана Алексеевича, сотрудник музея Лариса Анатольевна Разрезова, передала эти уникальные приспособления, изобретённые и изготовленные дедом, на постоянное хранение в музей хрусталя.

Козявин Иван Алексеевич  неоднократно за рационализаторство и достигнутые производственные успехи награждался грамотами.

22октября 1965 года Иван Алексеевич был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за  многолетнюю и безупречную работу на заводе.  Умер 30 июля 1994 года.

Идут годы. Но жители дятьковского района свято хранят память о людях, честно исполнивших свой патриотический долг, отдавших свои жизни во славу Родины и тех, кто вернулся и еще долгий период работал на  заводе и радовал всех своими работами.

Научный сотрудник

научно-просветительского отдела

ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»

 Климцова Т.В.