Дятьковский хрустальный завод является одним из первых в России, где качество изделий достигло высочайшего уровня в мастерстве исполнения. Заводские мастера всегда были носителями опыта стекольного искусства. Секреты мастерства работы со стеклом бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Именно в творчестве мастеров хранятся и развиваются лучшие традиции русского художественного стеклоделия. Самых добрых слов и искренней благодарности заслуживают мастера своего дела за продукцию хорошо известную во всём мире. Нас и сегодня поражают многообразие методов декора и исполнения, которые использовались в прошлом веке. К сожалению, до нашего времени дошло мало имён замечательных, талантливых мастеров, которые создавали уникальные образцы начала ХХ века. С приходом на предприятие художников по стеклу, в 50-е годы ХХ века, появляются имена мастеров, исполнителей их работ. Важная роль в создании произведений отводится мастеру – исполнителю. От степени его таланта и профессионального мастерства зависит воплощенный результат идеи художника. В работах современных мастеров поражают виртуозное владение техникой исполнения, разнообразие методов и приёмов. В фондах музея хранится много работ мастеров различных периодов. Для мастеровых Дятьковского хрустального завода всегда была характерна тяга к самостоятельному творчеству. Их работы отличались не только сложностью исполнения, но оригинальностью и выразительностью, свойственным произведениям народного творчества.
Гута – помещение, где находится стекловаренная печь. Способ, когда изделие выдувается свободно, а не в специальную форму, называется гутным. Изделия, получаемые при этом – гутными. Температура стекломассы в печи достигает почти 1500 градусов. Из расплавленной капли стекла температурой около 800С, мастера специальными инструментами формуют задуманное изделие. Металлические стеклодувные трубки, 3 вида ножниц, пинцеты, щипцы, инструменты для формования дна и ножки – казалось бы, совсем не предназначены для изготовления гутной скульптурки иногда менее 5 сантиметров. Сложно представить, как из горячей капли стекла можно не только вылепить, но и придать характерные черты маленькой фигурке персонажей. Для придания большей схожести с задуманным образом, мастерам приходится делать много налепов, ещё меньших размеров. Для каждого налепа помощник делает новый набор стекломассы. Уверенная рука и намётанный глаз позволяют мастеру быстро и правильно разместить, поднесённый набор.
Налеп, размещённый не в нужном месте или сформованный неправильно, портит скульптурку. Исправить уже нельзя ничего, так как стекло быстро остывает. Из нескольких наборов мастера действительно лепят стеклянную скульптуру. При всём своём умении и таланте, гутные мастера не могут повторить в точности задуманное и выполненное первоначально изделие. Поэтому стеклянная скульптура всегда уникальна и неповторима.
В разное время на заводе трудились лучшие мастера гутной техники: А.И. Разрезов, С.И.Игнатов, С.В. Козявин, В.С. Ковалеров, В.П. Чачин, О. И. Юршевич, А.М.Арефьев. Современные работы мастеров-художников показывают нам все лучшие гутные традиции предыдущих поколений. Эстафету мастерства приняли в свои руки наши современники: И.В. Ковалеров, С.И. Фролов, В.П.Степанов, М.П.Емельянов, А.Ф. Фёдоров. Среди имён этих замечательных мастеров мы видим имя Михаила Прокопьевича Емельянова. На примере творческих работ этого мастера проследим за методами и приёмами изготовления и декорирования изделий из различных видов стёкол.
Михаил Прокопьевич Емельянов родился 30.10.1952 г. под Читой. Работал в геологоразведывательных экспедициях. В Новосибирске встретил девушку из г.Дятьково, вместе переехали на её родину. Работал на Дятьковском хрустальном заводе с 1979 года отдельщиком стеклоизделий. М.П. Емельянов является автором оригинальных творческих работ, которые хранятся в фондах Музея дятьковского хрусталя и включены Музейный фонд РФ. На производстве тиражировались авторские работы мастера. Большая часть работ М.П. Емельянова представлена в постоянной экзпозиции музея.
Почти 20 лет потребовалось мастеру для полного овладения всеми деталями и секретами работы с горячим стеклом. Возможности ручного производства, уровень профессионального мастерства и качество изделий напрямую зависят от опыта и таланта мастеров-исполнителей. Произведения мастера выполнены не только на высочайшем исполнительском уровне, но и с глубоким осмыслением свойств материала, с удивительной гармонией, в которой сосуществуют декоративные и пластические возможности стекла и философский замысел автора. Близки и понятны, удивительно выразительные образы, созданные мастером, всегда проникнуты тонким юмором и лёгким остроумным гротеском.
Творческие работы мастера условно можно разделить на декоративные композиции и гутную пластику.
Декоративные композиции.
В музее хрусталя хранятся 23 декоративные композиции, насчитывающие 134 предмета. Все композиции состоят из отдельных мелких предметов. Каждая фигурка может существовать самостоятельно, но собранные вместе, они составляют единую композицию. В композициях видна любовь мастера к родной природе, народному творчеству. Одни из лучших работ М.Емельянова декоративные композиции «Репка», «Колобок», «Морские волки», «На пашне», «Женский футбол», «За околицей», «Кадриль заводская», «Третий раунд», «Белые ночи».
В композиции «Околица» по забору, сидящим на нём петуху и дереву, растущему рядом, мы узнаём деревенскую околицу. Собрались вокруг гармониста девчата и парни. Вот одна пара уже начала танец. Опершись на забор, ждёт свою девушку парень. А в сторонке, прикрывшись рукой, девушка высматривает своего кавалера. Возле гармониста, щёлкая семечки, стоит его подружка. Это сценка из сельской жизни в композиции «За околицей». Все фигурки выполнены из бесцветного стекла. Темно на деревенской околице. Но скоро рассвет. Первым зарю встретит петух. Его фигурка, выполненная с добавлением цветной крошки, ярким пятном выделяется на заборе.
В композиции «На пашне» по напряжённой фигуре видно как тяжело тянет плуг лошадь. Приостановившись отдохнуть, вытирает пот со лба хозяин. Трудна работа крестьянина. Но весело и резво скачет вокруг них жеребёнок. Чтобы показать однообразную унылую работу крестьянина, М.П.Емельянов использует бесцветное стекло.
Вот сказка «Репка».
В эту композицию мастер добавляет немного юмора. Здесь он предлагает нам понаблюдать за кошкой. Тянет, потянет дед репку, а вытянуть не может. Сидит на заборе хитрая кошка и зовёт самого маленького помощника, мышку. Выстроились вслед за дедкой герои сказки. И вот мы видим огромную репку. Будет чем угостить бабке своих помощников. Фигурки героев этой сказки также выполнены из бесцветного стекла.
Всеми любимая сказка «Колобок». Подбоченясь, весело распевая песенку, покатился колобок по лугу. Заплакала бабка, загрустил дед, провожая за калитку колобка. Даже собака вышла его проводить. Чтобы придать этой грустной сценке немного юмора, мастер одевает Колобку картуз.
Декоративная композиция «Третий раунд» представляет нам двух бойцов: чёрный медведь гризли и бурый медведь. Фигурка гризли выполнена из дымчатого стекла, бурого медведя – из стекла селенового рубина.
Изображая фигурки животных двух цветов, мастер указывает на ассоциации цвета: чёрный — тёмные силы, красный – свет. Второй вариант – места обитания животных. До крови разбита морда чёрного медведя, а у бурого медведя на морде всего лишь синяки. По русской поговорке: «Страшнее мышки зверя нет», мастер доверяет мышке судить грозных бойцов. Как бы не были недовольны боксёры, но судья на ринге лицо неприкосновенное. Маленького может обидеть каждый, но и маленький может сделать многое.
Очень вдумчиво, серьёзно, необычно, с высокохудожественным подходом обыгрывает мастер декоративную композицию «Белые ночи». Он выполняет её в виде сервиза. Нижняя часть изделий выполнена из тёмного стекла как подставка для свечи – символ тёмных ночей г.Санкт – Петербург. Белые ночи в городе – верхняя часть изделий из прозрачного
хрусталя с матовым рисунком. Матовый декор выполнен методом травления и изображает легко узнаваемые Питерские достопримечательности: Аничков мост, решётки Летнего сада, спящего льва, герб города.
Гутная скульптура.
Гутная скульптура мастера-художника М.П.Емельянова — яркий, выразительный образ созданный собственным философским взглядом автора на задуманный образ. Миниатюрные хрустальные скульптуры полны жизни. Они своей позитивной энергией создают хорошее настроение у любой категории посетителей. Мастер-самоучка, считает свои изделия сложной работой, выделить наиболее удачную из них невозможно, так как все они создавались с одинаковыми трудностями. В своих работах М.Емельянов не стремится до точности передать задуманный образ. Мастер на удивление тонко и точно передаёт отличительные характерные черты образа. В фондах музея хранится 125 самостоятельных предметов гутной пластики. Гутную скульптуру М. Емельянова подразделяем на изображения животных и сказочные персонажи.
Сказочные персонажи.
Дед Мороз с мешком подарков, а рядом с ним изящная фигурка Снегурочки. Зная не понаслышке холода русской зимы, мастер одевает персонажи в традиционную русскую одежду – шубы до пола, отделанные мехом, меховые шапки. У Снегурочки руки спрятаны в муфту. Шуба Деда Мороза подпоясана кушаком. Фигурки выполнены из прозрачного хрусталя. Чтобы показать меховую отделку костюмов, было использовано травление кислотой. Украшают костюмы матовые снежинки алмазной грани.
Зимняя детская забава — лепить снеговиков. Снеговики выполнены из матированного хрусталя. Зимой мы украшаем ёлку, ждём подарки под ёлку. Снеговики спешат к нам с ёлкой и мешком подарков. Не нужно ждать подарков от деда Мороза и Снегурочки. Вылепив снеговиков из первого снега, мы можем сами себе создать весёлое праздничное настроение.
Из матированного хрусталя выполнены и фигурки драконов. Матирование кислотой придёт фигуркам бархатистость, мягкость. У одного из драконов в лапах книга. Рядом примостился второй, сложил лапы на животе и внимательно слушает. Драконы мастера заставляют задуматься о доброте.
На день «Варенья» с букетом цветов прилетел Карлсон. Малыш его встречает с огромной банкой варенья. Для лучшего друга ничего не жалко. Праздничное настроение придаёт фигуркам яркий цвет селенового рубина.
Любовь к детям, родному краю позволяют мастеру создавать поистине уникальные произведения. Сказочные персонажи и композиции привлекают внимание и заставляют задуматься о доброте, внимании к окружающему нас миру.
Гутные изображения животных
Гутные изображения животных – это в основном символы года, которые становились сувенирной продукцией завода.
В коллекции музея хранятся 11 фигурок петухов. В каждой фигурке петуха чувствуется свой характер: эти задиры – ссора; сидящий на заборе горделиво приветствует зарю; ещё один с забора зорко следит за своими наседками — хозяин.
Разное оперение петухов мастер передаёт различными методами декора. Белое оперение – травлением кислотой, пёстрый окрас – добавлением цветной стеклокрошки.
Есть в коллекции и Курочка Ряба. Из хрустальных прутиков мастер умело сплёл гнездо наседки. Несколько штрихов матовой алмазной грани передают распушённые перья на крыльях и шее. Волнуется наседка, убежал из гнезда цыплёнок. Он ещё крошка, вот и хочется маме согреть его. А цыплёнок рядом с ней. Открыв клювик, крошка отправился изучать окружающий мир.
Вот бежит табунок лошадок, развеваются хвосты и гривы. Мягкими, плавными линиями мастер передаёт стать, красоту сильных, гордых животных. Чтобы показать масть лошадей были использованы молочное, дымчатое, селеновое стёкла.
Природная наблюдательность, умение увидеть мельчайшие характерные черты позволили более полно передать задуманные образы.
Скульптуры, изображающие людей.
Скульптуры изображающие людей: «Чарли Чаплин», «Морские волки», «ГАИшник», «Специалисты завода», «Пожарный», «Хоккеист», «Странник».
Шляпа – котелок; трость; характерная постановка ног; усы – «щёточка» и мы видим любимого комика немого кино — Чарли Чаплина. Для выполнения скульптурки мастер использует дымчатое (тёмное) и бесцветное стекла.
В композиции «Морские волки» легко узнаются: старый бывалый моряк — окладистая борода, наколка якорь, широкие брюки клёш и трубка во рту; боцман – закатанные рукава, залихватский чуб из-под бескозырки, широко расставленные ноги.
Фигурку борца с огненной стихией, пожарного, мастер выполняет в том же цвете, что и пламя огня, из стекла селенового рубина.
Изображая специалистов завода, мастер не добивался сходства, но подметил особенности фигур человека, характерные жесты. Главный инженер завода, Белый Алексей Тихонович, одна из первых величин на заводе. На работе Алексея Тихоновича всегда видели в пиджаке и при галстуке. Когда он проходил по цехам, его рослую фигуру можно было увидеть издали. Беседуя с рабочими, Алексей Тихонович в подтверждение своих слов и как бы в назидание, приподнимал руку с вытянутым указательным пальцем. Юркевич Михаил Михайлович — заместитель главного инженера завода, позже главный инженер. Мастер с природной наблюдательностью умело подметил особенности походки: чуть согнутая фигура с заложенными за спину руками, задумчивый, на голове берет. Третий — заместитель начальника цеха выработки, Пузиков Вячеслав Петрович. Приподнятые плечи, разведённые в стороны руки — характерный жест на обращения рабочих, что он всего лишь заместитель начальника. И здесь мастер не забыл указать особенности фигуры: среднего роста, весь кругленький Работники завода сразу узнали своих специалистов.
Гутные изображения растений.
Приехав на родину жены, М. Емельянова, как уроженца северных краёв, поразило многообразие яблок по цвету, размеру. Так появилось большое яблоко из селенового рубина. Умело добавленные в толщу хрусталя пузыри, создают эффект капель росы. Добавил мастер чуть больше пузырей и вот уже «яблочко наливное».
Цвет кипящей стекломассы мастер сохранил в своих работах из стекла селенового рубина: «Ах, лето!», «Тюльпаны».
Ярким цветом стекла селенового рубина мастер передаёт зной жаркого лета – декоративная композиция «Ах, лето!». Яркие цветы приманили бабочку. Она присела на цветок и расправила крылья с белым рисунком.
После холодной зимы ярким цветом запламенели тюльпаны. Край вазы выполнен в виде языков кипящей стекломассы.
Нежность, воздушная лёгкость видна в букете тюльпанов из хрусталя матированных кислотой.
Кубки – шутихи и потешные сосуды, выполняемые мастерами ещё с 16 века, всегда вызывали живой интерес. Чтобы подшутить во время шумного застолья над доверчивым гостем, на потешных сосудах придумывались специальные устройства и приспособления, когда было трудно или влить, или вылить жидкость из сосуда. Особый интерес вызывают стаканы, выполненные М.Емельяновым по аналогии и представленные в новом образе. На цилиндрическую гладкую форму стакана мастер размещает полые налепы в виде лап и мордочек животных: «Три поросенка», «Три медведя», «Похмелье». Выпивая из стакана жидкость, часть её попадает в полый налеп – лапу возле дна стакана. Ставим стакан на стол, и жидкость из лапы оказывается на дне. По задумке мастера эта капля должна остаться на похмелье.
Игру солнечного света на снегу мастер-художник М.П.Емельянов решает повторить в своих работах, используя алмазную грань. Совместно с О. Колычевой были выполнены вазы «Линза», вазы для цветов.
М.П.Емельянов не остаётся равнодушным к теме войны: гутная пластика «Севастополь», декоративные композиции — «После боя», «Чёрный тюльпан», «Салют», «Голубь мира».
После боя, по русской солдатской традиции, получив заслуженную награду, её нужно обмыть. На столе разместились фляжка, кружка со звездой героя внутри, две свечи сделанные из двух видов патронов, кисет с махоркой.
Методом декора композиции было использовано травление кислотой, что придало предметам легкую запылённость.
Из тёмного стекла выполнена ваза в виде гильзы от снаряда и букет тюльпанов. Траурный тёмный цвет разбивают зелёные листья, напоминая нам о жизни.
Метод травления кислотой мастер использует и в гутной пластике «Голубь мира». На сфере (Земной шар) — белый голубь, держащий в клюве лавровую ветку. Здесь белый цвет придаёт воздушную лёгкость, несёт мир и покой.
С мягкой, доброй улыбкой и юмором рассказывает М.Емельянов о создании своих работ. О каждой из таких работ мастер может рассказать целую историю. Стоишь, заслушиваешься, как в детстве сказками, рассказом мастера. Посмотрев работы М. Емельянова, действительно оказываешься в сказке и не замечаешь, как сам начинаешь домысливать историю, предложенную мастером. Успехи производства, возможность исполнения замечательных произведений художественного стекла на уровне лучших мировых образцов всегда и везде напрямую зависят от уровня квалификации мастеров – производственников.
Очень интересную часть коллекции музея представляют известные спортивные призы; призы и награды многочисленных международных музыкальных, кино и театральных фестивалей и конкурсов, как взрослых, так и детских; художественно решённых в хрустале корпоративных символов; эксклюзивных подарков знаменитым персонам.
Среди этих экспонатов есть и работы мастера – художника М.П.Емельянова. С одинаковым творческим подходом относится мастер, как к своим работам, так и к работам, выполненным по эскизам художников. Мастер-художник работал с художниками по стеклу Вольновой Е. И., Чумаковой З.Ф., Ржешевской К.
М.Емельянов выполняет самые сложные замыслы профессиональных дизайнеров стекла:
«Хрустальная корова» заказ компании «Данон»; «Хрустальные валенки» заказ Музея валенок г. Москва; сувенир «Пчела» заказ филиала ОАО «Вымпелком-Регион»; «Колобок» — памятный приз фестиваля «Студенческая весна» БГТУ, г. Брянск ; исполнял приз «Хрустальный пингвин» для Всероссийского фестиваля визуальных искусств и являлся почётным гостем фестиваля. В 2001году «Хрустального пингвина» работы мастера Емельянова в номинации «Кинематограф» получил английский фильм «Вилли Элиот».
С 1995 года мастер самостоятельно участвует в заводских конкурсах мастерства. Творческие работы М.П. Емельянова участвуют в различных выставках. Персональные выставки: г. Нижний Новгород (2000г.); г. Городец (2000г.); выставка «200 лет во благо России» в историко-архитектурном музее заповеднике г.Рязань (2002г.); Праздник «Медовый спас в Кусково», музей «Усадьба Кусково 18 века» (2003г.); выставка «Ладья 2003», г.Москва; г.Мичуринск (2004г.); г. Липецк (2004г.); г.Тамбов, Тамбовская областная картинная галерея (2004г.); г. Гагарин (2004г.); выставка «Ладья 2004» — г. Москва (2004г.); г. Казань ( 2005г.); выставка «Три века во благо России», г. Ярославль, Музей истории города Ярославля (2005г.); выставка «Антология стакана», Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (2007г.); г. Железногорск, городской
краеведческий музей (2007г.); выставка «Возвращение Брянского волка», музей «Брянский лес» (2009г.).
После выставки в Нижнем Новгороде Департамент культуры и искусства администрации Нижегородской области отметил мастера-художника за творчество благодарственным письмом.
За успешную работу на производстве, мастеру в сентябре 2000 года присвоено звание «Мастер-художник» Министерства промышленности строительных материалов. В 2010 году М.Емельянову присваивается звание «Народный мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Брянской области». М.П.Емельянов имеет награды: «Ударник коммунистического труда» (1982г); «Лучший по профессии»; дважды (1986,1988 годы) бригада Емельянова М.П. была занесена в Книгу Почёта Дятьковского ордена трудового красного знамени хрустального завода.
Только многолетняя и увлечённая работа мастера позволила ему освоить сложные приёмы, изучить свойства, возможности такого сложного, своеобразного материала как стекло. Многие виды стекол подчинились умелым рукам мастера. Уровень работ Михаила Емельянова, проработавшего на заводе 31 год, позволяет считать его одним из выдающихся мастеров гутного стеклоделия конца 20 — начала 21века.
Е.Б.Кузнецова,
научный сотрудник фондового отдела
ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»