Основа стекла- кварц, который является самым распространенным материалом планеты. Одна из главных характеристик стекла- его высокая художественная ценность и, соответственно, большие возможности его применения: от изготовления утилитарной посуды до создания сложных пространственно- архитектурных композиций.
В римской империи ремесленники изготавливали листовые стекла из которых делали окна и строили оранжереи, а потребности готических архитекторов способствовали появлению и расцвету витража — первой реализации стекла в архитектуре. Впервые витражи появились в VI веке в Византии, в соборе Святой Софии.
В первой половине XIX века дятьковские умельцы овладели мастерством изготовления архитектурно-декоративного стекла: подсвечники, лампады, паникадила, ручки дверные, шары садовые, черепица, балясины для балконов и лестниц стали продукцией завода. В 1835году завод представил на Всероссийской промышленной выставке в Москве хрустальные балясины, они выполнялись для балюстрады Воскресенского Смольного собора по эскизам архитектора В.П.Стасова. В балюстраде главного иконостаса было установлено 84 балясины, а в балюстрадах боковых приделов по 40 балясин в каждой. Всего на средних площадках мраморных лестниц их было — 164. Французский путешественник и мемуарист К.Жерве, посетивший Дятьковский завод в 30-х годах XIX века в своих воспоминаниях пишет, как в гранильне «…на всех станаках производилось гранение больших балясин для ограды клироса церкви всех учебных заведений, что в Смольном монастыре».
Есть сведения, что хрустальная черепица с надписью «Мальцовское Акцiонерное Общество» до революции была на крыше одного из домов села Орлик Днепропетровской области. Основу крыши составляла керамическая плитка, а стеклянной было лишь два ряда. Образец подобной черепицы, для крыши фотопавильона, хранится и в краеведческом музее города Евпатории .
Первым опытом использования стекла для остекления фасадов зданий, стал Хрустальный дворец, возведенный С.И. Мальцовым в Симеизе в середине 19 века.
Понимание природы стекла даёт возможность использовать его шире, соединить с пространством. Задачи связи стекла с архитектурой повлекли за собой рождение новых форм, нового жанра стеклопластики.
Интерьерное стекло — ансамбли, обладая особой декоративностью, умением мгновенно реагировать на свет, формировать яркие акценты благодаря светоносности предметов, гармонично существуют в архитектурной среде.
Замечательным примером служения стекла интерьеру, являются работы В.Я.Шевченко, некоторые из которых он строит непосредственно в архитектурном пространстве.
В 1974г. в Москве на Тверском бульваре выросло новое здание МХАТа, для оформления его интерьера был приглашен художник Дятьковского хрустального завода В.Я. Шевченко. Он использовал для украшения фонтана в фойе театра необыкновенное по своим декоративным и цветовым свойствам сульфидно-цинковое стекло. Невероятное сочетание артистической среды с причудливыми природными формами характерно для композиции «Опята»: в эмоциональной театральной среде, очень неожиданно и современно, художник предлагает нам окунуться в некий фантазийный мир природы.
Для этого же интерьера была создана декоративная пластика «Метаморфозы», не вошедшая в оформление театра. Как считает дятьковский искусствовед И.В.Тараканова в полутемном фойе МХАТа¸ в его камерной атмосфере, появление ритмичных, пульсирующих, активно воздействующих на пространство форм, послужило бы причиной возникновения внутреннего диссонанса.
Таким же примером, компоновать пространственную композицию в центре помещения, является совместная работа Заслуженных художников РФ Б.В.Федорова и В.К. Погребного «Молодость». Местом существования монументальной стеклянной конструкции стал Музей дятьковского хрусталя. В ней использовано сочетание матовых гутных цветов, многочисленных объемных сферических элементов и металла, а акценты красного стекла решают образ данного произведения – как бы характеризуя энергию молодости.
Следует отметить, что в некоторых работах художников использован принцип модульности. Из многочисленных оттенков стекла, синих, красных, оранжевых и зеленых тонов, одинаковых объёмов, складываются различные пространственные построения. Стенка «Единение» В.Шевченко, для ресторанного зала гостиницы «Националь» , собранная из объемных штофов создает стеклянную перегородку с неограниченным количеством вариантов ее оформления. Если переосмыслить эту композицию, то единение цвета, слияние присутствующих красок разных оттенков могут быть представлены в этой работе, как единство стеклянного братства; или — любому человеку неразрывное единение может представляться стремлением к тому, чтобы все грани совпали.
Модульные многоцветные формы Заслуженного художника РФ М.М.Кизлова «Мозаика» позволяют не только художнику, но и всем, кому представляется возможность, построить из этих ярких однотипных предметов законченную архитектурную композицию или сложить мозаичный узор , виртуально вернувшись во времена знаменитых византийских мастеров.
Та же идея сборности, повтора, использована И.А.Мачневой в создании разноцветной облицовочной плитки. Элементами, объединенными в единое целое, автор решил задачу декоративного оформления внутреннего производственного помещения Дятьковского хрустального завода.
Церковное стекло — следующий этап развития материала и существования его в особой среде .
Первый опыт его использования применен в 19веке для создания уникального хрустального убранства храма Преображения Господня в Дятьково.
Храм возведенный в 1810 году основателями Дятьковкого хрустального завода Мальцовыми, многократно перестраивался, совершенствовалось и его внутреннее убранство. В 1855году дятьковский храм украсил новый величественный иконостас.
Так описал его священник Стефан Красовский: «…во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы, тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей (цветных стекол) искуснейшего мастерства, многоцветные, разноцветные подсвечники.»
Для украшения храма были изготовлены обрамления для иконостаса, хрустальные плитки, хрустальные светильники, подвесные люстры, подсвечники высотой более двух метров, а в окна вставлены витражи из цветного стекла. Церковь была разрушена в 1929 году, все хрустальное убранство было уничтожено. Из всего перечисленного, чудом уцелели и бережно хранятся в музее, как драгоценные произведения: сложной конфигурации подсвечник из трехслойного стекла– бесцветного, молочного и золотого рубина высотой 210сантиметров и плитка именуемая в Мальцовском прейскуранте как «стекло иконостасное «Дятьковский большой крест» ».
Выполнялись иконостасные плитки разных видов: меньшего размера идут стекла иконостасные «Звездой», два размера «Людиновское», а также «Малое новое».
В 2003году в Дятьково был возведен и освящен храм-памятник «Неопалимая Купина». Хороший опыт исполнения церковного стекла, позволил возродить традицию изготовления хрустального убранства. « Хрустальное чудо» нового храма состоит из нескольких тысяч элементов различных форм, которые опоясывают весь его периметр, являясь доминантой интерьера.
Из проведенного анализа Заслуженного работника культуры Т.Б. Городничей стало известно, что для облицовки нижней панели стен храма и основания алтаря было использовано полторы тысячи штук иконостасной плитки, воспроизведенной из уцелевшей подлинной плитки Преображенского храма. Изготовлено более двух тысяч штук деталей большого, среднего и малого «бисера» для оформления окладов икон, несколько сотен деталей «полуколонны», «замковый камень», «купола». Для царских врат и крестов исполнялись детали в единичных экземплярах. Самые крупные детали – полуколонны нескольких форм и большие выдувные купола.
Работа над созданием хрустального иконостаса была поручена заслуженному художнику России Евгении Ивановне Вольновой и инженеру-конструктору-дизайнеру Леониду Александровичу Чижову. Авторами была решена сложнейшая художественно-инженерная задача в том же образном ключе, как и 200лет тому назад; средствами дятьковского стекла создана атмосфера монументальности и торжественности , где хрусталь приобретает свое храмовое, соборное звучание.
И снова, неповторимый, единственный в мире, хрустальный иконостас, является уникальной достопримечательностью города хрустальщиков- Дятькова.
Люстры, плафоны — обычное назначение их освещать, сегодня оно переосмыслено.
В прейскуранте 1913года, озаглавленном, как «Электрическая арматура», можно познакомиться с выпускаемыми «предметами» такими, как «абажуры»: столовые, подвесные, для спускных ламп; тюльпаны 70 видов самых разнообразных форм, цветов и оттенков; в разделе «Шары» представлены шарообразные тюльпаны и колпаки а также голофаны(плафоны, абажуры с высоким светораспределением). Сегодня, люстры превратились в сложные световые композиции, которые организуют среду и овладевают пространством.
Пространственные объекты М.М. Маршумова, И.М. Маршумовой, выполненные на Дятьковском хрустальном заводе в 70-е годы 20 века, могут быть использованы и как плафоны и как подсвечники и как лампады. В них присутствует эффект перевертыша — когда объект можно использовать для разных функциональных назначений. Лучи света, проникая в стеклянную светлицу оживляют воздушные пузырьки в толще стекла, а насыщенное рубиновое стекло, приковывает к себе внимание и подчеркивает силу цвета.
Замечательные хрустальные каскады из хрусталя, созданные в творческом союзе Заслуженного художника РФ В.И.Котова и московского архитектора И.А.Пяткина нашли свое воплощение в люстрах, украшающих многочисленные интерьеры: Дворец Правительства в Гаване, каминный зал Академии художеств в Москве, «Олимпийский центр» в Ивакино, санаторий «Звенигород» в Подмосковье, Музей ковра в г. Баку, зал заседаний «Президент-Отеля» в Москве.
Среди них есть и стилизованные старинные люстры 18века и ниспадающие, легкие цветы из хрусталя расположенные в двух уровнях, а также хрустальные воздушные водопады, растекающиеся световыми потоками; люстры в виде многоярусных хрустальных занавесов изысканных линий, распускаются в высоте причудливыми парусами, сливаясь с интерьером.
Сложное пространственное построение художников М.М. Кизлова , И.М. Кизлова, соединение объемного и плоского стекла, стало центром зала заседаний в здании администрации г. Брянска.
Творческая задача представляет собой сочетание декоративного и дизайнерского решений, которые отражают деловой стиль данного помещения и характеризует Брянщину, как край хрустальщиков.
В творческом единстве художников двух поколений – отца и сына были созданы и световые композиции для оформления сберегательных банков в городах Кирове и Бетлице Калужской области и частного интерьера в Москве.
Рассмотренные выше примеры, в основном, имеют место существования в убранстве конкретных архитектурных пространств, хотя любое дятьковское произведение из стекла может существовать винтерьере: светоносный хрусталь с его традиционными приемами обработки участвует в создании атмосферы и определенного настроения в ней, а гутное и цветное стекло украсит пространство цветом и пластикой.
Певнева Л.Е.,
2010 год