Выставка «Такие разные стаканы»

Традиционно стаканом называют предмет питейной группы без ручки и ножки, объемом около 250 грамм. Классическая форма стакана – цилиндрическая, но на практике встречаются стаканы самых причудливых и удивительных форм, в чем посетители могут убедиться, осмотрев экспонаты, представленные на выставке. Расположенные в витринах стаканы изготовлены на Дятьковском хрустальном заводе в период с XIX по XXI век. Основной акцент выставки – многообразие методов выработки и декора, успешно применявшимися дятьковскими мастерами.

                     Наиболее распространенный метод декора бесцветного хрусталя и двухслойного стекла – алмазная грань. Этим термином в России принято обозначать резьбу, украшающую изделия из свинцового хрусталя. Осуществляется на твердом стекле в холодном состоянии. Такой вид декора появился в Англии в 1780-х годах и существует поныне. В первой половине XIX века наибольшее распространение получили грани, выполненные колесом, заточенным под углом 45º и делающим клиновидные разрезы. Из пересечения этих надрезов и получались рисунки грани,  орнамент которых состоит из нескольких достаточно простых элементов: «лучи», «рейки», «ямки», «сетка», вместе образующих сложный узор.

Родственным в техническом отношении приемом обработки стекла в холодном состоянии  является так называемая «широкая грань» или гранение. В результате поверхность толстостенных предметов покрывается широкими прямыми полированными плоскостями.

       Гравировка – способ декорирования поверхности стекла путем процарапывания  острым инструментом. В зависимости от способа нанесения рисунка  различают два вида гравировки: процарапывание или постукивание алмазным резцом или обработка медным колесиком. Гравировка медным колесиком была впервые использована мастером из Праги Гаспаром Леманом около 1600 года. В России преобладал именно этот вид гравировки. 

Одним из распространенных в XIX веке методов декора стекла и хрусталя являлось гильоширование. Гильоширование  — механический способ украшения изделий травлением, внешне напоминающий очень тонкую гравировку. С помощью гильоширной машины рисунок одновременно может быть одновременно нанесен сразу на несколько изделий (до восьми), которые предварительно покрываются защитной мастикой и впоследствии подвергаются химическому травлению. Постепенно декор гильоширными машинами был вытеснен из производства более производительными  и простыми методами декора и в современное время практически не применяется. Пантограф представляет собой приспособление в виде раздвижного шарнирного параллелограмма, с помощью которого переносится на стеклянные изделия, покрытые защитной мастикой, рисунок в уменьшенном масштабе. Пантограф позволял тиражировать рисунок одновременно на множество изделий, которые потом подвергались травлению.

       Старейшая техника живописи по стеклу — это один из самых популярных и традиционных методов украшения изделий. Живопись по стеклу – способ нанесения декора на поверхность готового предмета с помощью кисти, пера, вручную. Известна живопись золотом, серебром, прозрачными и непрозрачными эмалями, силикатными и масляными красками. В большинстве случаев роспись на стекле обжигается. Эффектно и ярко выглядят стеклянные стаканы, поверхность которых расписана красками.     Иногда золото наносят в углубления на поверхности стекла, нанесенные абразивным кругом, пантографом и ли гильоширной машиной. При нанесении препарата золота на матовую поверхность рисунка, предварительно протравленную плавиковой кислотой, получается так называемое «чеканное золото».

В заключении представлены изделия, созданные в гутной технике – то есть от начала и до конца изготовленные рядом со стекловаренной печью. Процесс изготовления включает ряд сложных операций, выполняемых с раскаленной стекломассой: лепка, вытягивание, резка, формование с помощью различных инструментов. Для гутных изделий характерна их исключительно богатая эмоциональная выразительность; способность одной лишь формой и цветом вызвать у зрителя самые различные поэтические ассоциации.

Каким бы ни был декор стакана, одно можно утверждать абсолютно точно – этот предмет никогда не подведет – и простую воду, и благородное вино примет он и позволит насладиться вкусом.