Выставка памяти художника Виктора Яковлевича Шевченко

12 августа исполнилось ровно 10 лет со дня смерти Заслуженного художника РСФСР Виктора Яковлевича Шевченко. Значительная часть его творческого пути связана с Дятьковским хрустальным заводом.

         Произведения В.Я. Шевченко – поразительный пример многозначности технических и декоративно-изобразительных средств. Диапазон его творчества необычайно широк и как точно отметила в своей монографии о художнике Н.Степанян: «Его интересовали все виды и жанры художественного стекла: тут и производство, стекольный завод с его тысячными тиражами, и небольшие ансамбли предметов для небольшого интерьера, выпускаемые на заводе вручную, и уникальные декоративные композиции из цветного стекла, адрес которых – современная архитектура. Всюду художнику удалось сказать новое слово».

Разгадка эмоциональной содержательности многих композиций художника — в глубоком проникновении в логику и напряженность природных форм. Вершиной в этом смысле можно считать композицию «Метаморфозы», созданную в 1973 году из сульфидно-цинкового стекла. Эта работа – острый и удавшийся эксперимент, здесь художник и его материал, стекло, вступили в соревнование с самой природой. «Метаморфозы» — образ природы, экспериментирующей в области живых органических форм. В «Метаморфозах» художник выходит за пределы негласного канона, который приписывает произведениям декоративного искусства быть законченными, «узнаваться», по аналогии с предметными формами. Перед нами исполненные огромного внутреннего напряжения поиски новой выразительности, нового языка искусства. Это произведение внесло в стеклоделие тему познания невидимых природных движений.

         Работа с сульфидно-цинковым стеклом занимает особое место в творчестве художника. Помимо сложных объемных композиций, пластические импровизации В.Шевченко широко проявились в серии декоративных штофов: «Лев», «Скрипач», «Скоморох», «Георгий Победоносец» и кружек,  в декоре которых активную роль играют цвет и тисненые печати.

В течение ряда лет ДХЗ выпускал значительными сериями кружки и вазы «Русские», декорированные круглыми налепами.

Шевченко В.Я. Кружка »Русская». 1968г.

За серию работ из сульфидно-цинкового стекла для массового производства В.Шевченко в 1972 году был присужден Диплом Академии художеств СССР.

Среди этих работ выделяется сувенирная ассоциативно-образная композиция «Купола», состоящая из нескольких разного размера золотистых, как бы опушенных снегом церковных куполов. Это произведение, построенное на традициях культуры прошлого, восхищает отточенностью пропорций, необычайно выразительной образностью колорита.

Наряду с работой с сульфидно-цинковым стеклом, В.Я Шевченко проектировал образцы изделий из хрусталя и цветного стекла.

Одно из открытий художника — собственный рецепт особой шамотной пасты, с помощью которой Шевченко В.Я. выполнял различные изображения на поверхности стекла. Попробовав расписать гладкое простое стекло шамотной пастой, а затем, открыв способ прочного ее соединения с поверхностью стекла (в 1963 году художник получил авторское свидетельство), Виктор Шевченко создал ряд произведений, ставших, с одной стороны – художественным обоснованием приема, а с другой – имеющих самостоятельную ценность. Самой известной работой художника в этом направлении является декоративное блюдо «Солнце со знаками зодиака».

Необычно выглядят, перекликаясь с неолитической живописью, декоративные сосуды и  настенные панно, так же декорированные шамотной пастой.

         Завершив работу на Дятьковском хрустальном заводе, художник продолжил творческие поиски на заводе «Красный май». Множество работ Виктора Яковлевича Шевченко хранятся не только в Музее дятьковского хрусталя, но и в Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историческом музее, в Тверской областной картинной галерее, музеях-усадьбах «Царицыно», «Кусково» и других. Участник множества выставок в России и за рубежом, Виктор Шевченко оставил след в художественном стеклоделии нашей страны как неистощимый экспериментатор и творец, чьи поиски художественной выразительности в изобретении новых техник декорирования стекла не знали ограничений.