20 августа – день рождения художника Бориса Владимировича Фёдорова. В 2023 году ему исполнилось бы 75 лет.
Он родился в Твери, художественное образование получил в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. На Дятьковский хрустальный завод пришел сразу после окончания училища, в 1976 году.
Для молодого автора работа на ДХЗ в течение 5 лет стала важным рубежом – периодом воплощения в жизнь полученных знаний, практического освоения особенностей сложного материала – стекла, накопления опыта, активного общения с коллективом художников предприятия. Сам художник называл этот период своей работы светлым и гармоничным.
На протяжении всей жизни Б.В. Фёдоров работал в различных техниках – графика, пастель, акварель, живопись. Но его самым любимым материалом всегда оставалось стекло. Разнообразную практику художественной работы сам Борис Владимирович считал необходимой: «Работая с таким абсолютно абстрактным искусством, как художественное стекло, я решаю многие формальные задачи, чисто пластические, да иначе и нельзя! Мне очень интересно параллельно выполнять свои работы в различных материалах. Рисунок пером, кистью и краской, монотипией – это графические парафразы, и до и после осуществления какой-либо идеи в стекле».
Как и все художники Дятьковского хрустального завода, Борис Владимирович работал сразу в нескольких направлениях – обновление заводского ассортимента массовой продукции, создание декоративных композиций, применение стекла как материала в интерьере. Работая со стеклом, художник использовал максимально широкий спектр приемов выработки и декорирования.
Для изготовления серийной продукции методом центробежного формования им были разработаны вазы для сервировки стола с интересной фактурой поверхности.
Один из примеров серийной продукции, выполняемых методом прессования – стаканы из набора «Береста».
Среди декоративных композиций следует особенно выделить – «Натюрморт и сон». Три крупных блюда из дымчатого стекла украшает глубокий рельеф гравировки. Рисунок как бы уходит вглубь, при этом он теряет четкие контуры, цвет то сгущается, то высветляется, приобретая нечеткие очертания и живописную мягкость.
Необычный рисунок алмазной грани, напоминающий сложное переплетение кружев, украшает предметы из композиции «Вологда».
Декоративная композиция «Этюд» выполнена с пристальным вниманием к простым созданиям природы и восхищением этой естественной простотой, где все же при желании можно обнаружить богатство форм, линий и цвета. Красота присутствует в неприхотливых формах листьев и стебельках травы не менее чем в пышных соцветиях экзотических цветов.
Особое место в творчестве Бориса Федорова занимает тема воды. Переменчивая вода и постоянное стекло имеют общие качества – они прозрачны и пропускают свет. Состояние, когда созерцающий водную гладь человек сливается с ней, словно растворяется в окружающем пейзаже, ясно передано в композиции «У озера».
Прекрасной характеристикой творчества являются слова самого художника:
«…Соединить несоединимое. Удивление и восторг от гармонии природы, от ее органичности. Связь между человеческим и земным, почвой и творениями человеческих рук. Культурная память и свет, падающий на кору деревьев. Это грандиозно, подобно тому, как образуются горы и реки, как возникают цунами и космические катаклизмы».
Борис Владимирович Фёдоров был человеком с ярко выраженным личностным, индивидуальным началом. Его творческий темперамент, особая харизма, необыкновенное обаяние привлекали к нему самых разных людей. Он всегда был наполнен новыми идеями, которыми щедро делился с другими.