В цветном калейдоскопе ваз

Считается, что история вазы началась еще во времена существования старинных глиняных сосудов, использовавшихся для хранения вина и съестных припасов. Позже вазы-сосуды начали изготавливать из камня  и таких драгоценных металлов, как серебро и золото.

Современное общество чаще всего воспринимает вазы как сосуды для цветов, но  по отношению к антикварным вазам это не допустимо. Старинная ваза – это уникальный предмет, настоящее произведение искусства. Самые ценные предметы антиквариата – это вазы, изготовленные из стекла, металла и фарфора.

Многие считают, что первая цветочная ваза появилась в эпоху Возрождения, когда люди начали по-новому смотреть на красоту окружающего их мира. Каждой детали интерьера уделялось особое внимание, поэтому вазы того времени изготавливались вручную самыми талантливыми мастерами и украшались разными изображениями.

Вазы,  изготовленные мастерами и художниками  Дятьковского хрустального завода не исключение. Начиная с XIX века они применяли самые разнообразные способы, техники и методы как для изготовления,  так и для декоративного украшения изделий.

Если говорить о вазах в стиле модерн, изготовленных в конце XIX – начале ХХ в.в., то они отличаются более округлыми мягкими формами и очертаниями. Модерн с его текучими формами и волнистым растительным орнаментом оказался чрезвычайно созвучным произведениям из художественного стекла. В музее на экспозиции представлено несколько вазочек в стиле модерн, украшенных различной росписью. Например, эмалями. 

Эмалями называют легкоплавкие стекла, применяющиеся для нанесения тонких декоративных покрытий и рисунков на металлические, керамические и стеклянные изделия. По сути, эмали представляют собой силикатные краски. Их основу составляют окислы металлов, смешанные с флюсом (легкоплавким стеклом), растертым в порошок, и разведенным в масляной среде. Эмаль наносится кистью на изделие, которое затем обжигают. Различают прозрачные и непрозрачные эмали. Непрозрачные являются наиболее древним и распространенным видом эмалей. У одной из ваз, которая обращает на себя внимании, внешняя поверхность декорирована методом иризации.

Иризация – простой и недорогой способ декорирования поверхности стекла приданием ей радужного эффекта. Достигается путём окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла радужную плёнку, состоящую из оксидов этих металлов. Чаще всего применяют соли олова, висмута, титана, бария, стронция. Плёнка прочно сцепляется с поверхностью стекла, не разрушается при воздействии воды и не стирается.

Стиль «неорококо» представлен в музейной коллекции вазой из двухслойного стекла.

Стекло разного цвета варится внутри стекловаренной печи в разных емкостях (горшках). Мастер при работе последовательно набирает слои стекла на стеклодувную трубку. Нижний слой вазы выполнен из глушенного (непрозрачного) стекла белого цвета, напоминающего фарфор. Такое стекло называют «молочным». В документах русских стекольных заводов в XVIII-XIX в.в. его иногда называли «костяной материей», так как глушили его костяной мукой. Оттенки зеленого цвета стеклу способны придать соединения хрома, железа, урана. В этом изделии для второго слоя использовали стекло, окрашенное хромом.

Высокие, стройные вазы с массивным основанием различной формы были популярны до середины ХХ века.

Разнообразие их размеров поражает воображение – от миниатюрной настольной, выстой в 20 см до настоящих полутораметровых гигантов. В заводской терминологии такие вазы называли «тянутыми» из-за особенностей выработки, а в повседневной жизни за ними закрепилось народное название «вазы — берц», так как форма вазы напоминает форму берцовой кости человека.

Начало ХХ века – суровое время, эпоха социальных перемен и потрясений, изменивших весь привычный уклад жизни и образ  мышления людей. На Дятьковском хрустальном заводе в эти годы наблюдается спад производства, нехватка кадров и дефицит сырьевых материалов. Художников — профессионалов, специально подготовленных для стекольной промышленности, еще нет, и рисунки для оформления продукции создают сами мастера, зачастую используя в качестве элементов декора пятиконечные звезды, снопы колосьев, серп и молот. Яркими работами такого плана являются крупные декоративные вазы, расписанные местными мастерами-художниками братьями Голубковыми.

Изготовлены вазы к 10-летию Советской власти.  Переломная эпоха требовала волевых и стойких характеров, какими, верится, в полной мере обладают изображенные на изделиях персонажи.  На одной из ваз периода начала XX века изображена хозяйка поля — решительная Женщина-с-граблями.

Она воплощает живописные идеи мастеров Дятьковского хрустального завода, широко распространенные в сложное время 1920-х годов.

В самом начале 1950-х г.г.   художником Е.С. Шуваловым были выполнены вазы в технике декорирования многослойного стекла способом глубокого травления, получившего в России название «Галле» от имени известного французского художника Эмиля Галле (1846-1904), впервые применившего эту технику в 1878 году.  В данном случае использовано два вида стекла – нижний – бесцветное, верхний – стекло, окрашенное соединениями металлов («медный рубин», кобальтовое стекло). Травление осуществляется с помощью плавиковой (HF) кислоты и  представляет собой сложный процесс. Несмотря на это, подобные вазы много лет были серийной продукцией ДХЗ.

Иногда применяли смешанные способы декорирования изделия. Так вазу   из  двухслойного стекла (хрусталь, кобальтовое стекло) наряду с цветами в стиле «галле» украшает красивая  алмазная грань,

  а вазочку «Малина» (бесцветное стекло, медный рубин) – изысканная гравировка.

Пока существует природа, она будет оставаться неиссякаемым источником вдохновения. Для современного горожанина возможность выбраться на берег реки, пройтись по лесу или цветущему лугу – настоящий праздник. Жарким летом природа радует людей не только пейзажами, но и многочисленными ягодами и фруктами. Одна из примет и радостей жаркого июля – спелая малина. Нашу малинку на вазе, конечно, нельзя съесть. Зато можно вволю ей любоваться.   Автор – художник Е.С. Шувалов.

Существуют виды стекол, имитирующие природные минералы, такие, как малахит, лазурит, яшма. Для имитации малахита в качестве красителя берут оксиды меди и хрома. Белые слои и полосы получают, добавляя фтористые глушители. Для этого стекло варят из двух резко различных по составу шихт, что является одним из самых сложных рецептов в области стеклоделия. На Дятьковском хрустальном заводе в течение долгого времени выпускались вазы и пепельницы из малахитового стекла, пользовавшиеся любовью и популярностью у потребителей. Автором вазы «Белочка» также является художник Е.С. Шувалов, год создания – 1955.

Синие стекла получали еще в Древнем Вавилоне (около 1400 до н.э.) введением в шихту природных материалов, содержащих оксид кобальта. Синий цвет был излюбленным и у древних египтян. Не имея собственных залежей кобальтовых руд, египтяне вывозили их из Ирана.

Выразительный синий цвет, получаемый при окраске стекла соединениями кобальта, пользуется любовью и популярностью среди потребителей на протяжении тысячелетий. Особенно эффектны изделия из накладного стекла, когда кобальт комбинируют с бесцветным хрусталем.

Автор вазы «Калейдоскоп», представленной на фото,  — Е.Н. Булимов, год создания – 1960.

В коллекции музея есть и совсем  небольшие вазы. Например, вазочка художника А.А.Липской  (высота – 19 сантиметров) выполнена из бесцветного стекла и украшена частичным накладом цветного – черного, зеленого и оранжевого. Ручки сделаны в горячем состоянии. Время создания – 1960-е годы.

Вазы во все века создавались под влиянием новых стилей и направлений в искусстве.

Очень часто детали интерьера помогают создавать стиль, настроение и атмосферу. Яркими представителями таких предметов  являются вазы.                Они могут гармонично дополнять интерьер, быть в едином цвете и форме  с ним.