Тысяча сверкающих историй, часть 9

Декоративная композиция «Метаморфозы».

Не сохраняет ничто неизменным свой вид…
Публий Овидий Назон

Разгадка эмоциональной содержательности многих композиций художника В.Я. Шевченко — в глубоком проникновении в логику и напряженность природных форм. Вершиной в этом смысле можно считать композицию «Метаморфозы», созданную в 1973 году из сульфидно-цинкового стекла. Эта работа – острый и удавшийся эксперимент, здесь художник и его материал, стекло, вступили в соревнование с самой природой. «Метаморфозы» — образ природы, экспериментирующей в области живых органических форм.

В «Метаморфозах» художник выходит за пределы негласного канона, который приписывает произведениям декоративного искусства быть законченными, «узнаваться», по аналогии с предметными формами. Перед нами исполненные огромного внутреннего напряжения поиски новой выразительности, нового языка искусства. Это произведение внесло в стеклоделие тему познания невидимых природных движений.

Графин «Рябинка».

Графин из набора «Рябинка», созданного художником Е.С. Шуваловым в 1984 году, декорирован люстровыми красками. Именно с их помощью на стекло нанесен цветной слой, по которому выполнена гравировка.

Люстровые краски (в заводской терминологии — просто «люстры») – металлоорганические растворы, дающие после обжига на стекле эффект в виде металлического отблеска благодаря образованию тончайшей пленки металла или его оксида. Цвет пленки и оттенок металлического отблеска зависят от металла, на основе которого приготовлен люстр. Металлы, являющиеся основными красителями стекла, применяют для получения цветных люстровых красок. Это кобальт, медь, хром, никель и другие. Существуют так же бесцветные (так называемые перламутровые) люстровые краски. Основными бесцветными люстровыми красками являются висмутовая, титановая, свинцовая, цинковая.

Декоративная композиция «Венеция»

Воспетый в стихах, запечатленный на множестве полотен, абсолютно реальный и в тоже время сказочный город – Венеция, вдохновил художника З.Ф. Чумакову на создание одноименной декоративной композиции. Основой образной выразительности композиции стало иллюзорное пространство, создаваемое оптическими эффектами алмазной грани, сочетанием матовых и блестящих поверхностей. Форма элементов композиции вызывает ассоциации одновременно и со знаменитыми венецианскими гондолами, и с древними зданиями, любующимися собственным отражением в воде каналов. В декоративных композициях З.Ф. Чумаковой хрусталь приобретает свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств используется для создания изобразительно-ассоциативных образов.

Бочонок.

Одним из самых «возрастных» экспонатов музея является бочонок, датируемый 1835 годом производства. Такие бочонки предназначались для крепких напитков, выпускались на протяжении долгого времени и, согласно прейскуранту Дятьковской хрустальной фабрики, комплектовались специальной притертой пробкой, краником и подставкой. Впрочем, в том же прейскуранте, выпущенном на рубеже XIX-XX веков, особо отмечено, что указана только цена за бочонок, без деревянной подставки. Бочонок украшен широкой гранью, его объем составляет три литра.

Чайница.

Специальные стеклянные сосуды для хранения сухого чая получили максимальное распространение в быту на рубеже XIX-XX вв. Чайницы могли быть кубической или овоидной формы, снабжались герметичными крышками, как стеклянными, так и металлическими. На фото представлена чайница, созданная на Дятьковской хрустальной фабрике в 1910 году. Она являет собой замечательный пример декора изделия в горячем состоянии с помощью цветной стеклянной крошки. Для получения нарядной пестрой поверхности в процессе выработки первоначальный набор стекломассы (баночку) прокатывают на специальном столе, где рассыпано цветное битое стекло, а затем снова делают набор из печи и выдувают изделие. В итоге на поверхности изделия получается узор из хаотично расположенных цветных пятен или полос.