Тысяча сверкающих историй, часть 74

Вольнова Е.И., Чумакова З.Ф. сувенир «Хрустальный пеликан»

В первое воскресенье октября, 5 числа, наша страна отметит особенный праздник — День учителя. Этот праздник – символ признания неоценимого труда и самоотверженности.
Профессия учитель — одна из важных и нужных профессий. Мы приходим в школу несмышлеными малышами. Учитель «берёт» нас за руку и ведёт к знаниям. С ним мы проходим все свои школьные годы, переживая свои первые взлёты и падения, учимся читать и писать, узнаём много нового. Помимо знаний учитель учит нас любить природу, уважать старших, быть честными и порядочными. Все это требует физических и душевных сил. Поэтому учитель — это не просто профессия — это призвание, требующее любви к своим воспитанникам и большой ответственности. Талант учителя заключается в умении передать знания и помочь сделать трудные вещи легкими.
Сегодня мы говорим: «Спасибо всем учителям и педагогам!».

6 июня 1990 года в нашей стране, по предложению Союза учителей СССР, был объявлен конкурс «Учитель года СССР». В качестве награды лучшие представители профессии получили — хрустальных пеликанов. С того времени конкурс проводится ежегодно, а фигурка пеликана как символ конкурса, призывает учителей к милосердию по отношению к ученикам и самопожертвованию ради их будущего.
В 1989 году на Дятьковском хрустальном заводе два художника Евгения Ивановна Вольнова и Зинаида Федоровна Чумакова по зову сердца и вдохновению, идущего из глубины души, облекли образец самоотверженной любви и милосердия в хрустальный символ, который с 1990 г. стал известен всей России, как «Хрустальный пеликан» — официальный приз конкурса «Учитель года». Награда изготавливалась на дятьковском предприятии до 2018 г.
«Хрустальный пеликан» является экспонатом основной экспозиции Музея хрусталя и считается одним из самых узнаваемых изделий Дятьковского хрустального завода.

Разрезов А.Н. «Набор для вина».

 В начале ХIХ века Дятьковский хрустальный завод был первым в России, где технология производства достигла высочайшего уровня и даже ежедневно употребляемые бытовые изделия по качеству и оригинальности исполнения не уступали европейским. Кроме того, на Мальцовском предприятии хрустальных дел мастера владели всеми приёмами и видами декорирования стекла. Освоили они и один из самых известных, сложных и утонченных способов украшения изделий — «филигрань» («венецианская нить» или «вить», от ит.- filigrana или filigranato), известный еще в Древнем Египте и Риме. В Венеции в ХVI веке филигрань получила наибольшее развитие, поэтому и получила название «венецианская нить». Венецианские филигранные изделия высоко ценились во всем мире и стоили очень дорого, поэтому секрет их изготовления держался в строжайшей тайне, а мастера-стеклодувы практически не выпускались с острова Мурано. Наказание за побег с острова для мастеров было очень суровым, вплоть до смертной казни, которой иногда подвергались даже члены их семьи. Тем не менее, многим удалось сбежать и уехать в Европу, где они смогли открыть свои мастерские и обучить технике филиграни сначала европейских, а в дальнейшем и русских мастеров.
Суть этого метода заключалась в том, что тончайшие стеклянные прутики-дроты раскладывались в определенном геометрическом порядке на ровной поверхности или в форме с внутренними бороздками. Затем стеклянная заготовка прокатывалась по ним или вдувалась в форму. В результате ажурный филигранный орнамент из нитей (стеклянных дротов) сплавлялся с горячим стеклом в форме, а после еще одного набора слоя стекломассы оказывался в толщине стенок изделия. При этом нити могли быть не только прямыми, но и ювелирно перевитыми между собой, спирально закрученными, либо пересекающимися. Работы мастеров состояли как из одной микроскопической тонкой спиральной нити, так и из различных вариантов двойной и даже тройной нити, что особенно эффектно смотрится на предметах из бесцветного стекла.
Техника «венецианской нити» была настолько распространена, что дятьковские мастера украшали ей не только разнообразные вазы и питейные
наборы, но и рукояти на тростях, пасхальные яйца, пресс-папье и другие сувенирные вещицы.
В середине ХХ века на Дятьковском хрустальном заводе также создавали изделия, декорированные «венецианской нитью». Ярким примером работы в этой технике является «Набор для вина», выполненный в 50- х гг. Разрезовым Александром Николаевичем. Александр Николаевич считался одним из старейших специалистов, работавших в советский период на ДХЗ, обладавший виртуозным мастерством и самобытным талантом. Доказательством признания высокого уровня профессионализма служит тот факт, что данный набор для вина представлен в каталоге изделий Дятьковского хрустального завода за 1964 г. Вот уже почти полвека это изделие украшает основную экспозицию Музея дятьковского хрусталя и неизменно вызывает восхищение у посетителей.

Мачнев И.В., набор «Иван Калита».

Стекло как декоративный материал таит в себе неисчерпаемые возможности. Свойственные ему прозрачность и блеск, позволяли художникам создавать неисчислимое количество самых разнообразных предметов быта и искусства – от стаканов и ваз до витражей и уникальных декоративных композиций. Но только истинно талантливый человек может создавать из новых и необычных вещей — привычные и утилитарные, а из повседневных и обыденных — эксклюзивные и неповторимые. Именно таким человеком был художник Иван Васильевич Мачнев, который в 1975 г. приходит работать на Дятьковский хрустальный завод и в условиях промышленного производства наряду с образцами массовых изделий начинает воплощать самые неожиданные и авторские планы. Часто, в процессе реализации творческих замыслов рождались новые формы таких привычных предметов, как стакан, графин и даже сервиз, в результате чего расширялся ассортимент завода.
Иван Васильевич был в числе первых, кто экспериментировал с формой, совмещая традиции, новаторство и функциональность. Во многих его работах переплетаются и гармонично сочетаются интеллектуальность, острая творческая мысль и даже – артистизм, с элементами доброго юмора и озорства. Обладая от природы художественным вкусом и талантом, художник открыл новую главу в истории отечественного стеклоделия.
Одним из таких особенных и ярких примеров, сочетающих в себе традиционные методы обработки и новаторства, является набор из хрусталя «Иван Калита», созданный художником в 1982 г. В этом изделии необычно всё и даже его название. Ведь «Иван Калита» это русский правитель – из рода Рюриковичей, известный как Иван 1, князь Московский, внук Александра Невского. Прозвище «Калита» он получил в народе за свой дорогой кошелек или мешочек с монетами, который он носил с собой на поясе. И куда бы ни отправлялся князь, по дороге или на площади, он всегда раздавал деньги людям, нуждающимся в помощи.
Используемый в названии сервиза знаменитый исторический образ не только усиливает эффект, производимый на зрителя нестандартной формой предметов, но и дает конкретную характеристику в описании форм графина и стопок. Хрустальный сосуд для напитков представлен в виде завязанного мешочка (кошелька), а стопки-неваляшки повторяют очертания маленьких открытых мешочков. Украшает предметы питейной группы декоративный орнамент, выполненный в виде двух рядов алмазной грани «русский камень». Именно сочетание оригинальной формы с классическим рисунком, принесло этому произведению известность у широкого круга потребителей.
Увидев работы художника хотя бы однажды, забыть их уже невозможно, настолько яркие и теплые эмоции они вызывают у зрителя. «Иван Калита» вместе с другими произведениями Ивана Васильевича Мачнева представлен в основной экспозиции Музея дятьковского хрусталя, а его творчество по праву является значимой страницей в истории не только Дятьковского хрустального завода, но и в истории российского стеклоделия.