Вольнова Е.И., Чумакова З.Ф. сувенир «Хрустальный пеликан»
В первое воскресенье октября, 5 числа, наша страна
отметит особенный праздник — День учителя. Этот праздник – символ признания
неоценимого труда и самоотверженности.
Профессия учитель — одна из важных и нужных
профессий. Мы приходим в школу несмышлеными малышами. Учитель «берёт» нас за
руку и ведёт к знаниям. С ним мы проходим все свои школьные годы, переживая
свои первые взлёты и падения, учимся читать и писать, узнаём много нового.
Помимо знаний учитель учит нас любить природу, уважать старших, быть честными и
порядочными. Все это требует физических и душевных сил. Поэтому учитель — это
не просто профессия — это призвание, требующее любви к своим воспитанникам и
большой ответственности. Талант учителя заключается в умении передать знания и
помочь сделать трудные вещи легкими.
Сегодня мы говорим: «Спасибо всем учителям и
педагогам!».
6 июня 1990 года в нашей стране, по предложению Союза
учителей СССР, был объявлен конкурс «Учитель года СССР». В качестве награды
лучшие представители профессии получили — хрустальных пеликанов. С того времени
конкурс проводится ежегодно, а фигурка пеликана как символ конкурса, призывает
учителей к милосердию по отношению к ученикам и самопожертвованию ради их
будущего.
В 1989 году на Дятьковском хрустальном заводе
два художника Евгения Ивановна Вольнова и Зинаида Федоровна Чумакова по зову
сердца и вдохновению, идущего из глубины души, облекли образец самоотверженной
любви и милосердия в хрустальный символ, который с 1990 г. стал известен всей
России, как «Хрустальный пеликан» — официальный приз конкурса «Учитель года».
Награда изготавливалась на дятьковском предприятии до 2018 г.
«Хрустальный пеликан» является экспонатом
основной экспозиции Музея хрусталя и считается одним из самых узнаваемых
изделий Дятьковского хрустального завода.
Разрезов А.Н. «Набор для вина».
В начале
ХIХ века Дятьковский хрустальный завод был первым в России, где технология
производства достигла высочайшего уровня и даже ежедневно употребляемые бытовые
изделия по качеству и оригинальности исполнения не уступали европейским. Кроме
того, на Мальцовском предприятии хрустальных дел мастера владели всеми приёмами
и видами декорирования стекла. Освоили они и один из самых известных, сложных и
утонченных способов украшения изделий — «филигрань» («венецианская нить» или
«вить», от ит.- filigrana или filigranato), известный еще в Древнем Египте и
Риме. В Венеции в ХVI веке филигрань получила наибольшее развитие, поэтому и
получила название «венецианская нить». Венецианские филигранные изделия высоко
ценились во всем мире и стоили очень дорого, поэтому секрет их изготовления
держался в строжайшей тайне, а мастера-стеклодувы практически не выпускались с
острова Мурано. Наказание за побег с острова для мастеров было очень суровым,
вплоть до смертной казни, которой иногда подвергались даже члены их семьи. Тем
не менее, многим удалось сбежать и уехать в Европу, где они смогли открыть свои
мастерские и обучить технике филиграни сначала европейских, а в дальнейшем и
русских мастеров.
Суть этого метода заключалась в том, что
тончайшие стеклянные прутики-дроты раскладывались в определенном геометрическом
порядке на ровной поверхности или в форме с внутренними бороздками. Затем
стеклянная заготовка прокатывалась по ним или вдувалась в форму. В результате
ажурный филигранный орнамент из нитей (стеклянных дротов) сплавлялся с горячим
стеклом в форме, а после еще одного набора слоя стекломассы оказывался в
толщине стенок изделия. При этом нити могли быть не только прямыми, но и
ювелирно перевитыми между собой, спирально закрученными, либо пересекающимися.
Работы мастеров состояли как из одной микроскопической тонкой спиральной нити,
так и из различных вариантов двойной и даже тройной нити, что особенно эффектно
смотрится на предметах из бесцветного стекла.
Техника «венецианской нити» была настолько
распространена, что дятьковские мастера украшали ей не только разнообразные
вазы и питейные
наборы, но и рукояти на тростях, пасхальные
яйца, пресс-папье и другие сувенирные вещицы.
В середине ХХ века на Дятьковском хрустальном
заводе также создавали изделия, декорированные «венецианской нитью». Ярким
примером работы в этой технике является «Набор для вина», выполненный в 50- х
гг. Разрезовым Александром Николаевичем. Александр Николаевич считался одним из
старейших специалистов, работавших в советский период на ДХЗ, обладавший
виртуозным мастерством и самобытным талантом. Доказательством признания
высокого уровня профессионализма служит тот факт, что данный набор для вина
представлен в каталоге изделий Дятьковского хрустального завода за 1964 г. Вот
уже почти полвека это изделие украшает основную экспозицию Музея дятьковского
хрусталя и неизменно вызывает восхищение у посетителей.
Мачнев И.В., набор «Иван Калита».
Стекло как декоративный материал таит в себе
неисчерпаемые возможности. Свойственные ему прозрачность и блеск, позволяли
художникам создавать неисчислимое количество самых разнообразных предметов быта
и искусства – от стаканов и ваз до витражей и уникальных декоративных
композиций. Но только истинно талантливый человек может создавать из новых и
необычных вещей — привычные и утилитарные, а из повседневных и обыденных —
эксклюзивные и неповторимые. Именно таким человеком был художник Иван
Васильевич Мачнев, который в 1975 г. приходит работать на Дятьковский
хрустальный завод и в условиях промышленного производства наряду с образцами
массовых изделий начинает воплощать самые неожиданные и авторские планы. Часто,
в процессе реализации творческих замыслов рождались новые формы таких привычных
предметов, как стакан, графин и даже сервиз, в результате чего расширялся
ассортимент завода.
Иван Васильевич был в числе первых, кто
экспериментировал с формой, совмещая традиции, новаторство и функциональность.
Во многих его работах переплетаются и гармонично сочетаются интеллектуальность,
острая творческая мысль и даже – артистизм, с элементами доброго юмора и
озорства. Обладая от природы художественным вкусом и талантом, художник открыл
новую главу в истории отечественного стеклоделия.
Одним из таких особенных и ярких примеров,
сочетающих в себе традиционные методы обработки и новаторства, является набор
из хрусталя «Иван Калита», созданный художником в 1982 г. В этом изделии
необычно всё и даже его название. Ведь «Иван Калита» это русский правитель – из
рода Рюриковичей, известный как Иван 1, князь Московский, внук Александра
Невского. Прозвище «Калита» он получил в народе за свой дорогой кошелек или
мешочек с монетами, который он носил с собой на поясе. И куда бы ни отправлялся
князь, по дороге или на площади, он всегда раздавал деньги людям, нуждающимся в
помощи.
Используемый в названии сервиза знаменитый
исторический образ не только усиливает эффект, производимый на зрителя
нестандартной формой предметов, но и дает конкретную характеристику в описании
форм графина и стопок. Хрустальный сосуд для напитков представлен в виде
завязанного мешочка (кошелька), а стопки-неваляшки повторяют очертания
маленьких открытых мешочков. Украшает предметы питейной группы декоративный
орнамент, выполненный в виде двух рядов алмазной грани «русский камень». Именно
сочетание оригинальной формы с классическим рисунком, принесло этому
произведению известность у широкого круга потребителей.
Увидев работы художника хотя бы однажды, забыть
их уже невозможно, настолько яркие и теплые эмоции они вызывают у зрителя.
«Иван Калита» вместе с другими произведениями Ивана Васильевича Мачнева
представлен в основной экспозиции Музея дятьковского хрусталя, а его творчество
по праву является значимой страницей в истории не только Дятьковского
хрустального завода, но и в истории российского стеклоделия.


