Тысяча сверкающих историй, часть 7.

Кувшин. 1959г.

Одним из приемов обработки изделий в горячем состоянии является декорирование стекловолокном. Стеклянные ткани в виде кружев, цепочек или просто отдельные стеклонити можно вплавлять в предметы из бесцветного и цветного стекла. Подобный декор придает изделиям своеобразную красоту и значительную прочность. При декорировании стеклянной тканью очень важно сочетать ее рисунок с формой изделия.

Прекрасным примером такого декора является кувшин, созданный на ДХЗ в год внедрения на заводе технологии декорирования стеклотканью, в — 1959 году.

Ваза для цветов. 1953г.

Ваза выполнена художником Е.С. Шуваловым в технике декорирования многослойного стекла способом глубокого травления, получившего в России название «галле» от имени известного французского художника Эмиля Галле (1846-1904), впервые применившего эту технику в 1878 году. В данном случае использовано два вида стекла – нижний – бесцветное, верхний – стекло, окрашенное соединениями меди, так называемый «медный рубин». Травление осуществляется с помощью плавиковой (HF) кислоты.

Узнать больше о предметах, выполненных в технике декора «галле» можно здесь.

Декоративная композиция «Оркестр».

В декоративной композиции «Оркестр» художнику В.К. Погребному замечательно удалось передать яркую атмосферу праздника, торжественное звучание духовых инструментов. Ассоциативно-образная, как определил сам художник, манера творчества, проявившаяся в его первых работах, стала главной и для дальнейшей его деятельности.

Крупные предметы, составляющие композицию, выполнены в гутной технике из стекла, окрашенного соединениями церия.

Штоф «Лев».

Подарочный штоф «Лев», созданный художником В.Я. Шевченко из сульфидно-цинкового стекла, представляет собой пример декорирования стекла в горячем состоянии с помощью особых фигурных печаток. Для этого на поверхности изделия прикрепляют комочки размягченного стекла, а затем при помощи штампа делают оттиск нужного изображения. Этот прием известен с давних времен, но в ХХ веке был особенно удачно использован при декорировании сульфидно-цинкового стекла, белеющего при прикосновении холодного штампа к горячему стеклу. Эти неповторимые переходы цвета придают изделиям особый, легко узнаваемый вид.

Блюдо «Виноград».

Блюдо – один из самых первых видов изделий для сервировки стола, придуманных человеком. Плоские деревянные и керамические блюда известны с незапамятных времен.

В данном случае блюдо традиционной круглой формы выполнено методом выдувания из цветного стекла. Красивый сиреневый или пурпурно-фиолетовый оттенок сообщает стеклу ион неодима (Nd³+) в виде оксида неодима (Nd²O³). Наблюдающийся в толстых слоях стекла, а так же при повышенной концентрации красителя в стекле пурпурно-красный оттенок неодимового стекла напоминает окраску природного самоцвета александрит. В этой связи такое стекло иногда так и называют – «александритовым». Устаревшее название неодимового стекла – «дидимовое» стекло.

Помимо художественного стеклоделия, неодимовое стекло применяется в различных областях.