Козявин С.В. Графин с петушком. 1959 г.
Одним из особо сложных в изготовлении предметов из стекла и хрусталя являются сосуды с фигурками внутри. Изготовление этих изделий требует высокой квалификации мастера-выдувальщика. На Дятьковском хрустальном заводе такие предметы изготавливались с середины XIX века и были включены в прейскурантную продукцию завода. Фигурки внутри сосудов делали из цветного стекла и помещали на дне шарообразных сосудов. При наполнении прозрачной жидкостью стеклянный шар превращался в увеличительное стекло и предметы внутри «вырастали» до таких размеров, что занимали почти всё внутреннее пространство.
Одним из таких мастеров, выполнявшим сложные сосуды с секретом внутри, являлся Козявин Сергей Васильевич. В коллекции Музея хранятся несколько работ мастера, в числе которых графин с петушком.
Мачнев И.В. Набор «Тост». 1977 г.

Работы Ивана Васильевича Мачнева всегда отличаются неповторимой оригинальностью и выразительностью образов. Одним из ярких творений художника является набор «Тост». Минималистический стиль набора, украшенный лишь широкой гранью, сообщает нам о четкой и ясной, выверенной речи на праздничном собрании. Примечателен и объем предметов набора, рассчитанных лишь на один тост.
Емельянов М.П. Гутная пластика из композиции «Японская борьба сумо». 2000 г.
На Дятьковском хрустальном заводе особо ценились мастера, работающие в технике гутная пластика. Одним из таких мастеров являлся Емельянов Михаил Прокопьевич. Его произведения выполнены с глубоким осмыслением свойств материала и на высочайшем исполнительском уровне. Фигурки его животных и людей настолько реалистичны, в них столько теплого юмора и гротеска, что, несомненно, они являются отражением яркой самобытности мастера.
Шувалов Е.С. Ваза для цветов 1957 г.

В конце 50-х годов на заводе применяли самые разнообразные способы нанесения декоративных покрытий, в числе которых: живопись высокими эмалями, красками, препаратами жидкого золота и фотопечатью. Эти методы декорирования изделий широко использовались в оформлении кубков и сувениров Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 г.
Одним из сувениров, выполненным для указанного фестиваля является ваза для цветов, изображение на которой исполнено методом фотопечати.
Метод фотопечати на стекле основан на применении светочувствительной эмульсии хромированного декстрина, способной терять клейкость на свету пропорционально силе света. Пластинку, покрытую таким раствором, подвергают высушиванию и засвечиванию, запудривают силикатной краской. Незасвеченные места остаются липкими, и краска в них задерживается. После обработки специальным раствором, пленку надрезают, отделяют и переносят на изделие. После промывки и сушки изделия обязательно подвергаются обжигу в печах.
Шувалов Е.С. Пепельница из сервиза «Торжественный» 1976 г.
(Курение вредит вашему здоровью)

Массовое распространение сигарет начинается с середины XIX в., на тот же период приходится и использование пепельниц. Первоначально их использовали только для практических целей, позднее они стали украшением общественных мест, а на сегодняшний день являются неотъемлемой частью домашнего интерьера людей, предпочитающих курительные изделия.
Иногда пепельницы являются частью сервиза и дополняют праздничное оформление стола. Таким дополнением является пепельница из сервиза «Торжественный». Чистый и прозрачный хрусталь, лаконичная алмазная грань украшают повседневный предмет, превращая его в произведение искусства.