Тысяча сверкающих историй, часть 65.

Колонна «Юбилейная». 1967 г.

4 января 2025 г. исполняется 95 лет со дня рождения мастера-алмазчика Климова Виктора Ивановича.
Климов Виктор Иванович с 1953 г. трудился на Дятьковском хрустальном заводе шлифовщиком стеклоизделий. Мастеру удалось поработать со многими художниками завода: Шуваловым Е.С., Шуваловым С.Е., Колодиным И.С., Грабарь М.В., Шевченко В.Я., Савельевой Л.И. Виктору Ивановичу одинаково удавалась как искусная алмазная грань, так и тончайшая гравировка. Благодаря таланту мастера-алмазчика вышли в свет многие произведения искусства художников Дятьковского хрустального завода.

В 1973 г. за особые заслуги ему было присвоено звание «Мастер-художник».

На представленном фото – Виктор Иванович наносит алмазную грань на одну из пяти частей колонны «Юбилейная», худ. В.Я. Шевченко.

Ваза для сервировки стола. 1952 г.

5 января 2025 г. исполняется 100 лет со дня рождения Игнатова Николая Ильича.

Игнатов Николай Ильич родился в семье потомственных хрустальщиков. После обучения в школе ФЗУ и службы в рядах Советской Армии, пришел трудиться на Дятьковский хрустальный завод шлифовщиком стеклоизделий. В 1950-е гг. был переведен в ЭХО (экспериментально-художественный отдел), где исполнял замыслы таких заводских художников, как: Колодина И.С., Шувалова Е.С., Грабарь М.В., Шевченко В.Я., Погребного В.К. Овладев совершенством техники нанесения алмазной грани, Николай Ильич стал передавать свои знания молодым мастерам-алмазчикам.

В 1972 г. ему было присвоено звание «Мастер-художник».

Ювелирное исполнительское мастерство просматривается и в собственных работах мастера-алмазчика. Более 10 работ с богатой алмазной гранью автора являются частью коллекции Музея дятьковского хрусталя. Одна из таких работ – Ваза для сервировки стола.

Знаменитую форму – «лодочка» украшает чередование таких алмазных граней, как «Куст», «Сетка», «Русский камень».

Декоративная чаша «Подарочная». 1976 г.
9 января 2025 г. исполняется 86 лет со дня рождения Юркова Роберта Семеновича.
Юрков Роберт Семенович родился в 1939 г. в Знебери, где и встретил Великую Отечественную войну. В 1943 г. переехал с родителями в освобожденный Дятьково.

После окончания школы, в 1956 году впервые сел за шлифовальный станок, где познавал секреты профессии. После учебы, работал на различных операциях обработки крупных изделий, а затем был переведен на работу с индивидуальными заказами. Вершиной карьерной лестницы для мастера оказалась работа в ЭХО, куда он постоянно стремился попасть, — ведь это не только интересная работа с художниками, но и свобода самостоятельного творчества.

В 1972 г. за высокохудожественный уровень изделий из стекла, выполненных с высочайшей культурой мастерства Роберту Семеновичу присвоено звание «Мастер-художник».

Около 50 лет Роберт Семенович посвятил работе шлифовщиком стеклоизделий. Кроме сотрудничества с именитыми художниками завода: Шуваловым Е.С., Котовым В.И., Колодиным И.С., Шевченко В.Я., ему удалось создать около 70 собственных творческих работ, некоторые из которых являются частью экспозиции Музея хрусталя.

Сегодня в центре внимания декоративная чаша «Подарочная».

Богатство алмазных граней и их безупречное исполнение позволяют считать данное изделие высшим проявлением мастерства.

Масленка. 1903 г.

История сливочного масла началась много столетий назад. Первыми масленками были глиняные горшки и кувшины, в которых  хранилось сливочное масло. В такой посуде было легче разогревать масло и подавать его к столу. Со временем, масленки приобрели культурную и эстетическую ценность. На Дятьковском хрустальном заводе масленки изготавливали с середины XIX в., о чем свидетельствуют каталоги прейскурантной продукции. Правда, назывались они иначе – масляница.

Представленная масленка изготовлена при помощи пресс формы, декорирована волнообразными линиями. После травления кислотой изделие приобрело матовую поверхность.

Ваза «Могучая». Конец 1960-х гг.

Серийная продукция завода это работы мастеров и художников, исполненные в лучших традициях отечественного стеклоделия. Большим тиражом на заводе выпускались вазы для цветов. По сей день хрустальные вазы для цветов являются само собой разумеющимся предметом быта каждой хозяйки.

Такой вазой стала «Могучая». Более распространенное название – «Голенище».

Штоф «Цветок». 1967 г.

Излюбленным материалом заслуженного художника РСФСР Виктора Яковлевича Шевченко всегда было сульфидно-цинковое стекло в сочетании с «гутной техникой». Используя специфические свойства такого стекла художнику удалось найти новый образ в декоративном искусстве. На ярком штофе кобальтового стекла налепом выполнен цветок из сульфидно-цинкового стекла.

Стоит отметить, что такое «лепное» дополнение является ярким украшением строгой цилиндрической формы штофа. Стекломассу моделируют с помощью разнообразных инструментов и приспособлений. Например, данное украшение было смоделировано при помощи различных пинцетов, а рельефные изображения нанесены металлическим штампом.

Ваза для цветов. 1970-е гг.

Одним из красивейших оттенков рубиновых стекол является селеновое стекло. Первое упоминание об использовании селена для получения оранжевого оттенка восходит к 1865 г. Впервые он был применен французским химиком-экспериментатором Пелоузом. На Дятьковском хрустальном заводе «оранжевое стекло» варилось с конца XIX в., о чем свидетельствует запись в Прейскуранте Акционерного общества Мальцовских заводов.

Наибольшая популярность изготовления изделий цвета «селеновый рубин» достигла в 1970-е -1980-е гг. Помимо выставочных декоративных композиций, такой цвет применялся и для создания изделий массового ассортимента.