Тысяча сверкающих историй, часть 62.

Набор «Презент». 1989 г.

         10 октября 2024 года исполняется 85 лет со дня рождения Ивана Васильевича Мачнева. Он пришел на Дятьковский хрустальный завод в 1975 году и оказал огромное влияние не только на коллектив художников, но и все предприятие в целом.

Поиски новых форм, новых технически сложных приемов обработки стекла стали для И.В. Мачнева важнейшими с первых шагов его творческой деятельности. Показать зрителю фантастическую светоносность хрусталя, вызвать у то чувство, которое поразило его самого в детстве, когда хрустальный осколок под лучами солнца вдруг превратился в волшебный лучезарный кристалл – одно из желаний художника.

         Набор «Презент» своей формой перекликается с другой выдающейся работой Ивана Васильевича – композицией «Золотой папоротник». Однако, та же форма, воплощенная в сверкающем хрустале, создает совершенно иное впечатление. Если «Золотой папоротник» — сказочный цветок в непроходимой лесной чащобе, то набор «Презент» — сверкающие россыпи магических «камней». Не рожденное тайной силой природных духов, а рукотворное сокровище.

Больше о «Золотом папоротнике» здесь: http://музейхрусталя.рф/news/proekt-perekrestok-chast-7/

К юбилею со дня рождения художника в выставочном зале Музея хрусталя представлена выставка из фондов музея, посвященная его творчеству.

         Сахарница. XIX век.

         Пантограф применяли на Дятьковском хрустальном заводе долгое время, с XIX века по середину ХХ. Пантографом наносили рисунок с чертежа, шаблона или матрицы на внешнюю поверхность стекла, покрытую тонким слоем парафина, воска, специальной мастики. После процарапывания рисунка в защитном слое приступали к травлению плавиковой (HF) кислотой. С помощью пантографа можно получать сложные линейные рисунки. 

         Набор. 1956 г.

         Кувшин и стакан из трехслойного (бесцветное, молочное, кобальтовое) стекла созданы художником Е.С. Шуваловым в традиционной для пятидесятых годов ХХ века стилистике. В этот период как серийная продукция Дятьковского хрустального завода, так и выставочные экземпляры изделий, выполнялись яркими, нарядными, пышно украшенными.  Для декорирования изделий золотом используются препараты жидкого золота. Покрытие наносится на поверхность стекла пером или кистью, вручную.

Набор «Хохлома». 1970 г.

16 октября 2024 года исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Ивановича Котова.

Пожалуй, из работавших на Дятьковском хрустальном заводе художников, Владимир Котов своим жизнерадостным, оптимистическим, темпераментным творчеством ближе всех прикоснулся к истокам народного стеклоделия. Сервиз «Хохлома» — яркое воплощение радушного, хлебосольного, гостеприимного характера русского народа.

Праздничное настроение чувствуется в каждом предмете – жбаны, бутыли, кружки из цветного стекла разных оттенков – от золотисто-желтого до оранжевого украшены сочной эмалевой росписью. На первый взгляд эта роспись напоминает хохломское «травное письмо», но, приглядевшись внимательно, можно увидеть, что при всей условности широких мазков и упругих росчерков кисти, это фольклорные по духу, но придуманные профессиональным художником фантастические цветы.

К юбилею со дня рождения художника в выставочном зале Музея хрусталя представлена выставка из фондов музея, посвященная его творчеству.

Подсвечники «Агат». 2002 г.

Одно из главных требований к материалу, из которого выполняется подсвечник – его огнестойкость, пожаробезопасность. Стекло прекрасно отвечает этому требованию. Стеклянные подсвечники появились в обиходе с началом активного развития стекольной промышленности. Эффектные подсвечники «Агат» созданы художником В.К. Погребным.

Держатель для свечи из бесцветного хрусталя и основание подсвечника из дымчатого стекла соединены друг с другом в горячем состоянии.

26 октября исполняется 76 лет со дня рождения художника. В музее хранится более 500 созданных им предметов. Больше о творчестве Погребного Владимира Константиновича здесь: http://музейхрусталя.рф/news/vystavka-pamyati-hudozhnika-pogrebnogo-vladimira-konstantinovicha/