Тысяча сверкающих историй, часть 61

Декоративная композиция «Золотая осень».

Многие художники, работающие со стеклом, идут по пути выражения в декоративном произведении определенного конкретного образа. Чаще всего это образ, навеянный природой. И это не случайно. Качества, органически присущие стеклу, — цветовое разнообразие, включающее все оттенки, все полутона, прозрачность (подобно воздуху) и глухость (подобно камню), отзывчивость к освещению и способность меняться в зависимости от освещения, возможность принять все формы благодаря тягучести массы и придать им отточенность разнообразнейшими техниками обработки, богатство структуры, способное воспроизвести не только внешний облик мира, но и таинственное нутро материи, все это является для художников областью пристального изучения и вдохновенного использования.

Один из великолепных примеров – композиция «Золотая осень»,  созданная художником В.И. Котовым в 1973 году.

Рюмка. 1950 г.

         Накладное стекло научились делать еще в середине I века до н.э. Пожалуй, уже с этого времени накладное стекло пользуется заслуженной любовью и популярностью. Не все стекла можно комбинировать между собой. Совместимость определяется термическим коэффициентом линейного расширения (ТКЛР). Самый распространенный вариант – комбинация бесцветного стекла и цветного. Именно на двухслойном стекле особенно эффектно выглядят сложные узоры алмазной грани. Представленная рюмка совсем небольшая — 11 сантиметров в высоту и 4 в диаметре. Изготовление таких изделий является особенно сложным.

         Графин. 1950-е гг.

         Красные стекла различных оттенков от алого до пурпурного называются рубиновыми или рубинами. Одно из самых дорогих и красивых цветных стекол – «золотой рубин». Золотой рубин может быть разного оттенка. Один из самых распространенных – розовый. Графин выполнен из двухслойного стекла. Верхний слой золотого рубина снят с помощью плавиковой кислоты (метод глубокого травления, он же метод «Галле»), что позволило получить сложное рельефное изображение на поверхности.

         Набор. 1961 г.

         19 сентября исполняется 98 лет со дня рождения Ирины Александровны Невской. Как и другие выпускники Московского комбината декоративно-прикладного искусства, в 1960-е годы она сотрудничала со многими стекольными предприятиями СССР. На ДХЗ ей были разработаны различные образцы изделий для массового выпуска. Один из примеров – набор, в который входят блюдце для варенья, сахарница и вазочки для конфет. Набор выполнен из простого стекла и украшен живописью.

         Ваза. XIX век.

         Скорость затвердевания стекла при выработке во многом зависит от его химического состава. Для выдувания изделий вручную и для прессования изделий сложной конфигурации используют стекла, которые твердеют медленно. Стекла, твердеющие в небольшом интервале температур, называют «короткими», а твердеющие в более широком интервале температур – «длинными».

Для создания «тянутых» ваз мастера Дятьковского завода в XIX веке использовали именно «длинные» стекла. Высота вазы, представленной на фото – 45 сантиметров.