Тысяча сверкающих историй, часть 6.

Кружка «Партизанская».

         Художнику Ивану Степановичу Колодину, помимо крупномасштабных скульптурно-пластических форм, прекрасно удавались образцы для массового производства, особенно выполненные в интересной технике «тихого дутья». В процессе создания изделий в этой технике выдувание капли стекломассы в форму выполняется без вращения («втихую»). Для этого используются керамические, гипсовые, деревянные формы или формы из металлических проволок. Для изделий, выполненных в этой технике, характерна рельефная поверхность. Замечательным примером является кружка «Партизанская».

Ваза «Пирамида». ХIХ век.

«Пирамида» — название, приятное в заводской терминологии русских стекольных заводов для обозначения ваз для десерта, представляющих собой несколько тарелок разного диаметра с отверстием в центре, нанизанных на стержень. Диаметр тарелок уменьшается кверху. Другое название подобных многосоставных ваз, бывших неотъемлемой принадлежностью всех русских сервизов ХIХ-ХХ века – «геридон».

Данная ваза создана из двухслойного стекла. Нижний слой – бесцветное стекло, верхний слой – стекло розового цвета. Декор на чашах выполнен в виде гирлянд дубовых листьев, желудей и бабочек, сплетенных между собой. Ножка вазы, выразительная и устойчивая, украшена узором, напоминающим мощное переплетение дубовых корней.  Замысловатый узор получен с помощью травления стекла плавиковой (HF) кислотой.

Декоративная композиция «Знамя».

Декоративная композиция «Знамя» выполнена в интересной и сложной технике моллирования. Моллированием (от фр. mollir – размягчаться, течь) называют способ формования стеклянной скульптуры и рельефов путем заполнения огнеупорной формы размягченной стекломассой под действием ее собственного веса последней. Моллирование может быть осуществлено с разрушением формы или с использованием цельных или разборных неразрушаемых форм. Автор композиции «Знамя» — художник В.К. Погребной.

Декоративные вазы «Оттепель».

Декоративные вазы из комплекта «Оттепель» выполнены в гутной технике (непосредственно возле стекловаренной печи). Основную роль в создании яркого художественного образа в данном случае играет цвет. Он не просто окрашивает экспонат, но несет эмоционально-образную нагрузку. Синий цвет стекла то сгущаясь, то высветляясь с россыпью больших и маленьких пузырей, заполняющих весь внутренний объем, ассоциируется с синевой весеннего неба и бурной капелью. Автор комплекта – художник М.М. Кизлов.

Кубок. ХIХ век.

Помимо Дятьковского хрустального завода его основатели, промышленники и меценаты Мальцовы, владели целой сетью разнообразных производств, располагавшихся в ХIХ веке на территории трех губерний – Орловской, Смоленской и Калужской. Этот обширный индустриальный округ, характеризовавшийся высоким уровнем жизни населения и передовыми технологиями производства, современники называли «Америка в России». Союзу Орловской, Смоленской и Калужской губерний  посвящен кубок, выполненный из бесцветного стекла.

Строгая композиция декора кубка, состоящая из чередующихся узких и одной широкой полосы придает ему определенную монументальность. Центральную часть украшают изображения трех гербов, осененных коронами. В центре герба Орловской области изображен двуглавый орел на крепостной стене, Смоленской – пушка, Калужской – корона. Массивный и торжественный, кубок передает величественный образ Мальцовской промышленной империи.