Тысяча сверкающих историй, часть 53.

Декоративная ваза «Материнство».

14 января празднует свой день рождения художник Любовь Ивановна Савельева — Народный художник РФ, академик Российской художеств, педагог, профессор.

На Дятьковском хрустальном заводе Любовь Ивановна выполнила свои самые первые работы в стекле.  Вспоминая об этом, она говорила: «Нас всех распределяли на заводы. Моего Фиделя отправили на Гусь-Хрустальный, а меня – в Институт стекла. Наш отдел был в подвале – я там в основном ящики подписывала. Но меня посылали на завод в Дятьково, где я сделала свои первые работы – «Песню гражданской войны» и «Материнство». Хорошо, что у меня была возможность по заводам ездить. Художники тогда занимались промышленностью, но на фабриках нам разрешали делать и творческие работы. Мне хотелось быть художником, и я использовала каждую возможность для этого».

Декоративная ваза «Материнство» выполнена из бесцветного хрусталя. Рисунок выполнен алмазной гранью, матовые участки получены с помощью обработки поверхности плавиковой кислотой.

Как и многие работы художника, «Материнство» отличается поэтичностью, философской глубиной, узнаваемым авторским настроением и одухотворенностью.

         Коллектив ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» от всего сердца поздравляет Любовь Ивановну с днем рождения!

Декоративная ваза «Лошадь». 1980 г.

Тема крестьянского труда – одна из значительных в творчестве художника Бориса Владимировича Фёдорова. Этой теме посвящены композиции «Мои хлеба», «Крестьянский космос», «Полдень». В декоре массивной  вазы «Лошадь» сочетаются гравировка и алмазная грань. Этими способами на поверхность хрусталя нанесен рисунок, где показаны растущая в поле пшеница, уже готовые снопы, крестьянин и его верный помощник в нелегком труде – рабочая лошадь.

Ваза «Грот». 2000 г.

«Русский камень» — рисунок алмазной грани, когда в результате многочисленных перекрещивающихся прорезей на поверхности хрустального изделия остаются гладкими небольшие восьмиугольники. Этот рисунок стал популярным в еще середине XIX столетия и остается актуальным и по сей день. Иногда поверхность самого «камня» не оставляют гладкой, а то же украшают гранью. Замечательный пример – ваза «Грот», представленная на фото. Автор вазы – Погребной В.К.

Декоративный ансамбль «Три колодца».

Основная особенность стекла как материала состоит в том, что благодаря своим художественным достоинствам оно использовалось людьми с незапамятных времен как излюбленный материал в декоративно-прикладном искусстве. Уже самые первые стеклянные вещи выполняли не только утилитарные, но и эстетические функции. Эта тенденция сохранялась на протяжении практически всей истории стеклоделия, пока в ХХ веке не стало возможным использование стекла как исключительно художественного материала.          Яркий пример такого использования – вазы декоративного ансамбля «Три колодца», созданные художником Кизловым М.М. в 1978 году.

Стакан.

Варка цветных стекол, окрашиваемых соединениями редкоземельных элементов, была освоена на Дятьковском хрустальном заводе в 1961 году. Такое стекло отличается особой привлекательностью необыкновенных оттенков, световой глубиной.

Красота неодимового стекла ярко проявляется, когда поверхность предмета не глянцевая, а рифленая. Подобные стаканы массово выпускались на ДХЗ в 1970-е годы. Они разработаны художником Г.А. Антоновой. 28 января 2024 года исполняется 98 лет со дня рождения художника.