Лампада.
Для изготовления изделий сложной формы методом ручного пресса в XIX веке применяли раскрывающиеся пресс-формы, состоявшие из двух, реже – трех или четырех частей, плотное стягивание которых обеспечивалось специальным затвором. Прессованием в таких формах можно изготовить самые разнообразные изделия: посуду, декоративные вазы, рельефы и даже скульптуру.
Фигура Божией Матери выполнена мастерами ДХЗ в XIX веке из бесцветного стекла. В основании пьедестала, позади фигуры, небольшое углубление для тонкой свечи. Когда свеча горит, пламя отражается в гранях и создается впечатление, что фигура Божией Матери светится изнутри.
Чернильница и стакан для карандашей.
Чернильница – специальный сосуд для чернил. Когда-то стеклянные чернильницы были широко распространены в обиходе. Дизайн и цена чернильниц варьировались от дешевых повседневных вариантов до эксклюзивных дорогих, выполненных на заказ в единичном экземпляре.
На фото представлена чернильница-непроливайка, сделанная из бесцветного стекла и золотого рубина. В XIX веке выпускалась серийно, часто в комплекте со стаканом для карандашей.
Чернильница-непроливайка позволяла, до изобретения заправляемых чернилами ручек и шариковых авторучек, всегда иметь при себе готовые чернила. В современную эпоху клавиатуры электронных устройств все больше заменяют людям все формы ручек и чернил.
Блюдо из набора «Торт».
Важнейшая задача, стоявшая перед молодым художественным коллективом ДХЗ в 60-70-х годах прошлого столетия – создание эталонов для изготовления изделий механизированным способом. Пожалуй, самыесовершенные формы для пресса создала М.В. Грабарь. Ее комплект «Торт», сервиз «Сияние», подносы, вазы для конфет, розетки по выверенности пропорций, четкости силуэтов, сочности алмазной грани относятся к лучшим образцам мирового дизайна. В 1972 году М.Грабарь была награждена Дипломом Академии Художеств СССР за серию работ из хрусталя для массового производства.
Сегодня в центре внимания блюдо для торта из бесцветного хрусталя. Год создания – 1968.
«Цилиндр» из декоративной композиции «После бала».
Принцип пескоструйного декорирования стекла основан на том, что остроугольные зерна кварцевого песка, с силой ударяясь о поверхность стекла, оставляют на нем мелкие царапины. Благодаря этому поток падающего или проходящего света рассеивается, в результате чего стекло становится матовым и непрозрачным. Этот способ рисования на стекле открыли жители одной приморской деревни. Песок, поднимаемый ветрами, царапал оконное стекло и делал его матовым. Когда же на стекло наклеивали трафарет с прорезами, то на стекле получался матовый рисунок.
Американец Бенджамен Тильман в 1870 г. сконструировал аппарат, применяющийся для пескоструйной обработки и декорирования стекла. В этом аппарате песок подавался на стекло в струе сжатого воздуха.
Пескоструйная обработка широко применяется в современную эпоху. На фото представлен элемент «Цилиндр» из декоративной композиции «После бала», созданной В.В. Стольниковой в 1999 г.
Ваза «Лось». 1966 г.
В конце ноября в средней полосе России часто уже лежит снег. Образ заснеженного, полного холодного света леса воплощен художником Светланой Геннадьевной Рязановой в небольшой вазочке для цветов под названием «Лось». Стенки сосуда прозрачны — это создает впечатление редколесья, по которому ходят несколько животных. Деревья выполнены белой краской – на ветвях снег.