Ваза для компота.
Для советской художественной культуры 60-х годов ХХ века были характерны внимание к производственной стороне стеклоделия, формирование нового стиля промышленного искусства. В стекле это был период утверждения эстетической ценности гладкого стекла в геометризированных объемах, лишь едва тронутых декором. Эстетической выразительности бытового стекла этого периода служили чистота форм и ясность пропорций, логичный силуэт и сдержанный цвет.
Яркий пример подобного дизайна – ваза для компота из набора «Мыльные пузыри», созданная Жоховым В.П. в 1960 году.
Ваза. XIX век.
Август – время, когда встречаются лето и осень. Цвет лета – зеленый и цвет осени – желтый гармонично сочетаются в декоре вазы, созданной мастерами ДХЗ в стиле модерн. В большинстве случаев идейно-художественная программа стиля модерн опирается на веру в преображающую силу искусства, теснейшую взаимосвязь природы и творчества. Подвижность гибкой криволинейной формы, отсутствие геометрической жесткости, скругленные углы ассоциируются в модерне с формами живых организмов.
Кувшин из набора для соков.
Существуют кувшины простой формы, не имеющие ручки. Встречаются они гораздо реже традиционных. Это могут быть либо просто цилиндрические сосуды, позволяющие удобно взяться за них рукой, либо сосуды с различными уступами и перехватами. Как и кувшины с ручкой, такие изделия имеют небольшой носик. Чаще всего такие кувшины предназначены для воды или соков. Представленный на фото кувшин создан художником В.Я. Шевченко в 1971 году.
Набор для крюшона.
Ярким примером дизайна изделий середины ХХ века является набор для крюшона, созданный Е.С. Шуваловым в 1952 году. Предметы выполнены из двухслойного стекла – нижний слой – прозрачный хрусталь, верхний – стекло, окрашенное соединениями марганца.
Крюшон (от фр. cruchon — «кувшинчик») — холодный десертный алкогольный напиток. Чаще – слабоалкогольный, но существуют и безалкогольные рецепты.
Иногда в состав крюшона входит сидр, минеральная вода, фруктовые соки. Традиционно крюшон называют по основным фруктовым компонентам: клубничный, яблочный, вишневый, лимонный. Напиток подают охлажденным до 8–10 °C в стеклянных или хрустальных специальных сосудах — вазах для крюшона (крюшонницах) или в кувшинах.
Узнать больше об экспонате и прослушать аудиогид можно на платформе «Артефакт»: https://ar.culture.ru/ru/subject/vaza-dlya-kryushona-1
Больше о творчестве художника по тегу: #110летШуваловуЕвграфуСергеевичу
Графин из набора «Акварель».
До появления хрустальных бесцветных стекол в художественном стеклоделии применялись главным образом цветные стекла, прозрачные и непрозрачные. Окраска древних стекол обусловлена присутствием красителей в сырьевых материалах, применявшихся стеклоделами прошлого. Большинство древнейших стекол было непрозрачным, окрашенным в черные и красные цвета. Предполагают, что эти стекла были получены на основе металлических шлаков цветных металлов меди и бронзы. Шлаки сплавлялись с огнеупорной глиной тиглей и образовывали на них цветные глазури, являющиеся разновидностью легкоплавкого окрашенного стекла. Наблюдая этот процесс, мастера древности могли специально добавлять медные шлаки в шихту для получения зеленых и голубых изделий, содержащих оксид меди. Возможно также, что в шихте данных стекло содержались природные материалы, представляющие собой химические соединения меди.
Спустя много веков окраска стекла соединениями меди была доведена инженерами-технологами до совершенства. Прекрасный пример тому – графин, созданный художником Мачневым И.В. в 1986 году.