Тысяча сверкающих историй, часть 41.

Набор «Вращение»

Шлифованием называется процесс снятия слоя стекла с помощью механических приспособлений и абразивных материалов.

Шлифованию подвергаются в первую очередь края изделий и их дно, а так же с помощью шлифовки можно придать изделию правильную геометрическую форму. Шлифовка имеет несколько стадий. Сначала с помощью крупнозернистого абразивного порошка происходит «обдирка», затем «дистировка» и «тонкая шлифовка». Поверхность стекла после этого становится ровной, но тусклой, матовой и требует полировки. Обработка специальными составами кислот в процессе химической полировки возвращает изделиям прозрачность и блеск.

Поражают геометрической точностью широкие шлифованные грани изделий из набора «Вращение», созданного И.В. Мачневым 1980 году.

Рюмка из комплекта «Красный».

         В художественном оформлении изделий из стекла большая роль отводится цвету: от полноты и чистоты тона окраски в значительной мере зависит эстетическая ценность вещи. Материал некрасивого цвета, грубой фактуры способен разрушить красоту и изящество формы. Одна из важнейших предпосылок улучшения качества изделий – расширение цветовой палитры за счет поисков новых красителей и способов технологий.

Выразительные оттенки красного придают стеклу соединения селена и кадмия. Красоту селенового рубина в полной мере передает рюмка, созданная художником М.В. Грабарь в 1973 году.

 Ваза для цветов.

         Вера Игнатьевна Мухина  писала о стекле: «Чудесный материал, при помощи которого можно создавать неподражаемые по красоте форм и красок декоративные изделия и архитектурные детали». Все, что можно добавить к этому прекрасному определению – фото вазы для цветов, созданной художником Бескинской С.М. в 1957 году.

Кувшин.

Стекло легко поддается глушению, то есть может стать непрозрачным. Степень заглушения бывает разной. Слегка глушенное стекло в соединении с цветом может создать ряд опаловых изделий, необыкновенно красивых, не требующих никакой дополнительной декоративной отделки. Особый интерес представляют декоративные стекла, окрашенные сульфидом цинка. На фото представлен кувшин, созданный художником В.Я. Шевченко в 1960-м году.

Рюмка. XIX век.

Процесс изготовления изделий сложной конфигурации, т.е. имеющих ножки,  сливы, ручки очень трудоемкий.

При изготовлении рюмки сначала выдувают верхнюю часть (чашу, пойло). Затем снаружи на дно чаши капают порцию горячего стекла (часто другого цвета), отрезая ее специальными ножницами. Эту порцию раскатывают и расплющивают специальными инструментами, формирующими ножку рюмки. (По другим способам ножка рюмки может быть сделана за счет вытягивания утолщенного дна пойла или методом  подпрессовки). Затем к ножке прибавляют еще стекла для образования плиточки (самой нижней части ножки, диска, за счет которого рюмка стоит на поверхности) и раскатывают его при помощи деревянной  «лещёдки». Колпачок рюмки чаще всего откалывают после отжига. Живописью, алмазной гранью, гранением и другими методами декора изделия так же украшают в уже холодном состоянии. В данном случае верхняя часть рюмки покрыта узором, полученным гильошированием.