Рюмка. 1920-е гг.
Одним из примеров декорирования изделий в горячем состоянии является выполнение изделий с «лепестковой» ножкой. На выдутую верхнюю часть изделия («пойло») подают набор стекла и отрезают определенную порцию. С помощью металлического крючка или пинцета формируют лепестки на нижней части сосуда, затем подрезают нижнюю часть набора и оттягивают ножку. Плиточку (самую нижнюю часть ножки) делают обычным способом. В случае предмета, представленного на фото, верхняя часть выработана из бесцветного стекла, нижняя — из дымчатого.
Фляга, рубеж XIX-ХХ века.
Эффектным способом гутного декорирования является навивка цветной нити. Это эффект можно усилить, «зачесывая» эту нить, — то есть оттягивая ее вниз или вверх с помощью пинцета или крючка. При этом получается характерный для данного способа рисунок декора. После заглаживания поверхности производится вторичный набор бесцветного стекла, закатывание в катальнике и выдувание изделия в форме. Прекрасным примером такого рода декора является фляга, представленная на фото.
Набор «Черно-белый».
«Акварельное пятно» — один из приемов работы с накладным стеклом, частичный наклад стекла. В таком варианте стекло ложится тонким слоем и дает легкий полутон цвета, причем размеры и форма пятна могут быть разнообразными. «Акварельное пятно» так же можно наносить чрез специальный трафарет. Примером такого частичного наклада является набор «Черно-белый», созданный художником Вольновой Е.И. в 1989 году. При его выработке использовано два вида стекла контрастных цветов. Сами изделия выполнены из дымчатого стекла, наклад – из белого (молочного).
Ваза «60 лет СССР».
Декоративная ваза «60 лет СССР» принадлежит к числу многочисленных крупных ваз, прекрасно удававшихся художнику Е.С. Шувалову.
Ваза состоит из 5 частей, созданных из хрусталя и цветного стекла (селенового рубина). Методом глубокого травления на тулове вазы выполнен герб СССР и ленты с лавровыми ветвями. В декоре вазы использованы рисунки алмазной грани под названием «сложная звезда», «снежинка на камне», «ямка» и «палец». Внешний вид вазы, сочетание прозрачного хрусталя и стекла алого цвета, крупный узор, призваны отразить атмосферу торжественной, юбилейной даты.
Больше о сложных многосоставных вазах, созданных Е.С. Шуваловым, здесь:
http://музейхрусталя.рф/news/110-let-so-dnya-rozhdeniya-e-s-shuvalova/
Графин «Петух».
Существует несколько видов изделий, изготовление которых требует максимально высокой квалификации мастера-выдувальщика. Сосуды с узким горлом, внутри которых расположен крупный объект, относятся именно к таким. На донышке подобных предметов можно увидеть стеклянные фрукты, фигурки зверей, птиц и фантастических существ. Часто выбор мастера падал именно на нарядных задиристых петухов.
Изготовление такого изделия проходит в несколько этапов: вначале выдувается будущее тулово графина, отдельно в гутной технике создается фигурка птицы. Пока горло графина еще широкое, на внутреннюю поверхность донышка помещается небольшой набор горячего стекла, к которому приправляется петух. Затем горло графина неоднократно нагревают и делают вытянутым и узким. Представленный на фото графин располагается в основной экспозиции музея, его автор – Чачин В.П., года создания – 1976.