Тысяча сверкающих историй, часть 35.

Лампада, конец XIX века.

Настольная лампада – редкий экспонат в коллекции музея, более распространенными являются подвесные варианты. Лампада выполнена в гутной технике. Ножка – полностью сделана из бесцветного стекла, верхняя часть — из трехслойного (бесцветного, молочного и розового (золотого рубина).

В зависимости от вида вырабатываемых изделий применяется несколько способов изготовления многослойных накладных стекол. Из них выделяют три главных: наклад с набором непосредственно из горшка, наклад с набором из цапфы (стеклянная заготовка-стержень) и методом «воронки» («лейки»). Все варианты объединяет  тот факт, что работа с накладными стеклами —  наиболее сложная из всех работ, производимых в цехе выработки.

         Поднос из набора.

«Звезда» — название рисунка алмазной грани в форме звезды, число лучей которой может насчитывать от шести до тридцати двух. Чаще всего звезда располагается на основании стеклянных предметов (графинов, бокалов, рюмок), но иногда является одним из элементов сложного рисунка алмазной грани. На подносе, представленном на фото, «звезда» находится в самом центре. Поднос входит в набор для вина, созданный художником Липской А.А. в 1953 году.

Сахарница. XIX век.

Техника декорирования изделий стеклянной нитью – одна из самых старых и распространенных.

Для равномерной навивки стеклянной нити можно использовать специальное приспособление, облегающее работу мастера и обеспечивающее равномерное распределение нити по заготовке. Пример такого декора – сахарница, представленная на фото.

            Кувшин. 1959г.

            Изобретатель сульфидно-цинкового стекла Е.А.Иванова старалась раскрыть в этом материале еще неизведанные для художника свойства. Оправданным оказалось применение черновой формы – рифлёнки, при контакте  с которой сульфидно-цинковое стекло вдруг обнаружило совершенно новые качества. Прикосновение холодного метла к горячему стеклу вызывает в месте контакта интенсивный рост кристаллов сернистого цинка и оставляет светлые непрозрачные пятна, повторяющие узор рифлёнки. Незначительный поворот стеклодувной трубки при работе – и узор принимает спиралевидный характер, что сообщает ему движение, оживляет рисунки, делая их каждый раз неповторимыми. Один из первых предметов, декорированных таким способом на ДХЗ – кувшин, представленный на фото.

Графин и стопка из сервиза «Банкетный».

         Исторически хрусталем называли венецианское бесцветное стекло (итал. «сrystallo») и богемское твердое поташно-известковое стекло, так же применялся этот термин и в русском стеклоделии XVII-XVIII вв.

Однако, в настоящее время, хрусталем называют стекло, содержащее от 24% и более оксида свинца. Этот вид стекла был получен в Англии в 1676 году Джорджем Равенскрофтом. Повсеместное распространение хрусталь получил только с конца XVIII века, когда в Англии с помощью обработки были выявлены его высокие декоративные свойства – прозрачность и блеск.

На фото представлены графин и стопка из сервиза «Банкетный», созданного художником Е.С.Шуваловым в 1952 году.

Узнать больше о «Банкетном» можно здесь: http://музейхрусталя.рф/news/110-let-e-s-shuvalovu-chast-6/