Стакан. XIX век.
Декорирование изделий драгоценными металлами – один из старинных и очень эффектных приемов. При этом на поверхности стекла путем обжига закрепляются тонкие пленки золота, серебра или платины. Издавна известен прием приклеивания на холодную поверхность стекла листочков сусального золота, но в этом случае металл держится очень непрочно. Более устойчивыми к истиранию являются способы украшения изделий препаратами порошкового золота, жидкого полировочного золота или глянцевого золота. С помощью последнего метода декорирован стакан, представленный на фото.
Ваза для цветов. Рубеж XIX-ХХ века.
Культ чувства и природы является для стиля «модерн» основополагающим. Каждый листок и веточка мыслятся достойным сюжетом для искусства модерна. Исследование, познание и использование закономерностей природы, а не простое заимствование форм составляют основной принцип, определяющий отношение модерна к природе. Формы природных объектов, преобразованные под влиянием многих факторов, привели к возникновению орнаментальных мотивов, определивших внешние формы стиля модерн. Стебли тростника, кувшинки, лилии, орхидеи, тема воды и морской жизни, многочисленные насекомые – обычные темы орнаментики модерна.
Ваза для варенья.
Одна из особенностей мальцовского стекла рубежа XIX-XX века – параллельное производство, как уникальных изделий, так и бытового хрусталя и массового простого стекла. В европейских центрах стеклоделия эти сферы редко соприкасались. Художественное стекло производили в ателье, мастерских или небольших специализированных заводах. Крупные же фирмы, такие как Баккара, Лобмайер, Мозер, занимались производством элитарного функционального стекла и хрусталя. На мальцовских заводах обе эти линии развивались одновременно. При этом массовое стекло составляло главную и традиционную линию этого производства. Обозреватели российских мануфактурных выставок XIX века, где мальцовское стекло всегда удостаивалось высоких наград, отмечали, прежде всего, высокую культуру производства массовой продукции. Прекрасным примером такой продукции является ваза для варенья, представленная на фото.
Набор «Арбуз».
Чаши для компота или крюшона обычно представляют собой сосуды большой емкости (3-5 литров) с крышкой. Форма этих чаш чаще всего сферическая, как наиболее ёмкая. Такие чаши снабжаются стеклянной разливательной ложкой, поэтому в крышке предусматривается специальная прорезь.
Чаша оригинальной формы, в виде арбуза, выполнена в 1959 году мастером ДХЗ Копыловым Петром Николаевичем.
Ваза для цветов.
Травление – декорирование поверхности стекла плавиковой кислотой (HF), дающее эффект от легкого матирования до глубокого. Для этого поверхность изделия покрывается воском или иным защитным покрытием, процарапывается орнамент, а затем весь предмет покрывается кислотой с помощью кисти или погружением. Различают матовое травление, светлое травление, глубокое травление. Свойства плавиковой кислоты использовались в отдельных случаях еще в XVIII веке в Германии. С 1830 года она широко известна в Англии, в конце XIX – начале ХХ в. широко использовалась в европейском стеклоделии как для изготовления уникальных изделий (Э.Галле, Франция), так и для производства массовой продукции с помощью гильоширования и пантографа.
На ДХЗ вазы, декорированные в стиле Эмиля Галле, продолжали выпускать вплоть до середины ХХ века. На фото представлена ваза для цветов, созданная художником Е.С. Шуваловым в 1953 году.