Тысяча сверкающих историй, часть 29.

Графин для вина. XIX век.

В коллекции музея  хорошим примером стиля «неоклассицизм» может служить графин для вина, выполненный из бесцветного стекла с гравированным декором. Овоидная форма графина строго следует классическим традициям, опирается на устойчивую плиточку. Узкое изящное горло, декорированное спокойными шлифованными гранями, завершает ярко выраженный отогнутый слив. Классический силуэт изделия подчеркивает и ручка прекрасной формы. Орнаментальные мотивы гравировки включают в себя такие элементы как пальметты, меандры, трилистники, гирлянды. В центральной части расположен овальный медальон, заключенный во фриз из мелких прошлифованных ямок-бусинок. Венчает графин пробка сложной формы, основную каплевидную часть которой украшает орнаментальный мотив меандра, вторящий орнаменту на основной части.

         Ваза для цветов «Тюльпан».

         На Всемирной Брюссельской выставке 1958 года Международное жюри присудило Дятьковскому хрустальному заводу Бронзовую медаль «за изделия из стекла». Среди многочисленных образцов продукции ДХЗ посетители той далекой выставки могли любоваться вазой «Тюльпан», сегодня представленной на фото. Ваза выполнена из хрусталя и цветного стекла (верхний, темно-красный слой – медный рубин) и декорирована алмазной гранью. Долгое время данные вазы выпускалась серийно, в настоящее время экземпляр, побывавший на ЭКСПО-58,  экспонируется в залах музея. Автор вазы – художник Шувалов Е.С., года создания – 1955.

         Декоративная композиция «Золотой папоротник».

Особый дар – воплощать никогда прежде не виденные в стекле формы ярко проявляется в творчестве И.В. Мачнева. Истинным шедевром в этом смысле можно считать композицию «Золотой папоротник», ставшую открытием выставки «Русское и  советское художественное стекло» в государственном Эрмитаже в 1989 году. Предметы выполнены из двух видов стекла (зеленое и сульфидно-цинковое) и декорированы методом «чеканки по золоту».

Ваза для цветов. XIX век.

Стиль «неорококо» представлен в музейной коллекции вазой для цветов из двухслойного (белое и зеленое) стекла. Форма вазы напоминает несколько укороченную балясину. Центральная часть опирается на устойчивое утолщенное основание, а вверху завершается невысоким горлышком с отогнутым фестончатым краем. Ваза расписана белой икремовой эмалью. Белой эмалью написан букетик из трех цветков бессмертника в окружении кремовых рокайльных завитков.

Стакан.

Иногда выдувание производят с применением предварительных черновых форм – рифлёнок. Вначале упругая капля заготовки втискивается в тесную ажурную форму из металлических прутьев и лишь затем выдувается. Это вызывает появление на стенках изделий рельефного декора, образованного следами от рифлёнки. Полученные таким образом глубокие вертикальные, спирально закрученные выступы, несколько сглаженные последующим выдуванием, многократно преломляют свет, создают оптические эффекты и ритмические сгустки цвета. Автором стакана, представленного на фото, является художник Антонова Г.А., время создания – 1970-е годы.