Тысяча сверкающих историй, часть 26.

Декоративная ваза.

         Одним из гутных способов декорирования изделий является прокалывание отверстий. Для этого изделие берут на понтию (специальный инструмент) и хорошо прогревают, особенно по краям. Затем края прокалывают щипцами. Проколотые отверстия в основном имеют форму правильных фигур или полос. Прекрасным примером такого декора является ваза из сульфидно-цинкового стекла, созданная художником В.Я. Шевченко в 1960-е годы.

         Кружка «Дятьковская».

         Кружкой называют сосуд для питья пива или других напитков на плоском основании, без ножки, с ручкой, часто с откидывающейся крышкой в металлической оправе. В мире из стекла кружки начали изготавливать с третьей четверти XVIII века, до этого кружки были керамическими или металлическими. На Дятьковском хрустальном заводе различные кружки выпускали на протяжении всего периода работы предприятия. На фото представлена кружка «Дятьковская», созданная художником И.С. Колодиным в 1970-е годы.

         Набор «Яблоня».

Образ яблока – один из самых распространенных символов мировой культуры, связанных с растениями, которые выращивают люди. В славянской мифологии этот образ имеет исключительно положительное значение и символизирует здоровье, долголетие, вечную молодость. На предметах, созданных художником Рязановой С.Г. из бесцветного стекла, размер живописных яблок умышленно преувеличен с целью подчеркнуть богатый урожай, обещающий благополучие.

Фужер декоративный. XIX век.

         Интересно отметить, что традиционная конструкция бокалов на высокой ножке тесно связана с появлением бесцветного прозрачного стекла в эпоху расцвета стеклоделия в Венеции. Ни в Древнем Египте, ни в античном Риме такие бокалы не делали. Лишь когда мастерство работы со стеклом достигло высокого уровня, появились венецианские бокалы на высокой ножке. Этот переход от стаканчиков к бокалам на высокой тонкой ножке в истории совершался постепенно. Из непрозрачных материалов, даже таких благородных как золото, серебро, фарфор, бокалы на тонкой высокой ножке изготовлялись очень редко.

         В XIX веке на Дятьковском хрустальном заводе мастера виртуозно справлялись с самыми сложными задачами по выработке изящных бокалов, о чем свидетельствует предмет, представленный на фото.

         Чайница. XIX век.

         Молочным называют белое непрозрачное (глушеное) стекло. По внешнему виду такое стекло достаточно сильно похоже на фарфор. В документах русских заводов такое стекло иногда называли «костяной материей», так как окрашивали такое стекло костяной мукой. Аналогичное стекло известно под названием опакового. На фото представлена чайница, изготовленная из молочного стекла и украшенная живописью.