Тысяча сверкающих историй, часть 14

Ручка дверная, XIX век.

При упоминании о хрустальных изделиях одними из первых в памяти возникают образы предметов питейной группы. Однако, в прейскуранте Дятьковского хрустального завода, датируемым началом XX века, можно отыскать широкий спектр предметов, в непривычном исполнении – из хрусталя или простого стекла. К ним относятся аквариумы, ванночки для фотореактивов, садовые шары, рожки для кормления младенцев, стеклянная черепица и дверные ручки. Такую дверную ручку, сделанную из кобальтового стекла, мы представляем сегодня вашему вниманию. На странице прейскуранта она обозначена под номером 1.

Приз «Гигиея».

Хрустальная Гигиея – это своего рада медицинский «Оскар», — приз для Всероссийского конкурса «Лучший врач года». Высшая награда конкурса была придумана Л. Б. Ворожцовой. Ею были созданы эскизы сидящей вполоборота женщины в одежде античной эпохи, с венком на голове и пальмовой ветвью в руках. По этим эскизам Заслуженный художник РФ Вольнова Е.И. разработала фигурку Гигиеи, воплощенную в хрустале.

«Медицинский «Оскар» стал символом конкурса, он свидетельствует о компетентности и профессионализме его обладателя как почетный лауреатский знак.

Сахарница. Конец XIX века.

Одним из способов окрашивания готовых изделий из стекла является диффузное окрашивание (в заводской терминологии – «протрава»). При этом способе краситель проникает (диффундирует) в поверхностный слой стекла, окрашивая его тонким равномерным слоем. Для диффузного окрашивания готовят специальные пасты, содержащие множество компонентов, в их числе шамот, каолин, скипидар, а иногда даже сахарный сироп. Главными действующими веществами выступают серебро или медь. При окрашивании серебром готовую пасту наносят на предмет, затем обжигают, затем смывают пасту. Изделия приобретают интенсивный желтый цвет. Замечательным примером такого окрашивания является сахарница, изготовленная на ДХЗ в конце XIX века.

Ваза для сервировки стола. 1957г.

Зеленая окраска, обусловленная присутствием в стекле триоксида урана (UO³), наиболее эффектна благодаря свойственной такому стеклу флуоресценции. В этой связи из уранового стекла целесообразнее всего изготовлять толстостенные граненые изделия, на широких гранях которых наблюдаются яркие переливы желто-зеленого цвета.

Это объясняется превращением в видимый (желто — зеленый) свет до 20% невидимого ультрафиолетового излучения, падающего на стекло дневного света. В результате стекло как бы само светится изнутри.

Ваза для фруктов «Радуга».

В ХХ веке художнику И.С. Колодину удалось воплотить мечту мастеров Дятьковского хрустального завода, работавших в XVIII и XIX веке – создать изделие, одновременно сияющее всеми цветами солнечного спектра. На хрустальную основу в момент выработки нанесли истолченное до состояния пыли цветное стекло – кобальтовое, хромовое, «золотой рубин». В процессе выдувания заготовки цветные пятна хаотично распределились по поверхности. Затем вазу декорировали крупными прорезями алмазной грани, заставив «Радугу» по-настоящему засверкать.