Тысяча сверкающих историй, часть 11

Набор «Венецианская нить».

         Известное выражение «филигранная работа» в переносном смысле применяется к любым вещам, выполненным с большим мастерством, тщательно и искусно, с тонким вниманием к деталям. Это выражение пришло в обиход из стеклоделия и имеет прямое отношение к технике декора под названием «филигрань». В этом случае изделия украшаются тонкими  стеклянными стрежнями различного цвета, которые, будучи вплавленными в прозрачную массу, образуют рисунок из тонких параллельных полос, как по всему сосуду, так и в отдельных его частях.

Эта техника требует высочайшего профессионального уровня и особенно ей славятся венецианские мастера, начиная с XVI века и по сей день. Отсюда втрое название этого способа украшения изделий – «венецианская нить». Владели этой сложной техникой и мастера Дятьковского хрустального завода, что наглядно демонстрирует набор, созданный в 1949 году Разрезовым А.Н.

Флакон.

Маленькие стеклянные парфюмерные сосуды были известны задолго до нашей эры. В ходе истории  флаконы для духов приобрели широкое распространение по всему миру и эволюционировали  от маленького незамысловатого горшочка до настоящего произведения искусства.  

Стекло лучше всех остальных материалов подходит для сохранения ароматических веществ.  Одним из самых дорогих видов художественного стекла, способным подчеркнуть роскошь хранящихся в сосуде духов, является «золотой рубин», — стекло, окрашенное соединениями золота.

Флакон для духов из туалетного набора «Цветок», созданный художником Е.С. Шуваловым, способен заставить нас поверить, что и неземного вида цветок, и чарующий аромат  возникли сами собой, без участия человека.

Кружка «Брянск».

         Одним из самых распространенных, недорогих и простых в исполнении  методов декора в массовом производстве изделий является украшение поверхности полихромными деколями. Деколь – рисунок, предварительно отпечатанный силикатной краской на бумаге с клеевым слоем, наносится на стекло по принципу переводных картинок и затем проходит обжиг.  К празднованию 1000-летнего юбилея города Брянск на ДХЗ были выпущены кружки, декорированные с помощью таких изображений. Автор кружек – художник Шувалов С.Е.

Графин «Клоун».

Крутобокие сосуды с круглыми ручками зачастую напоминают фигуру человека, энергично упершего руки в бока. Именно этот образ использован в графине «Клоун», созданном художником Макаренко Г.К. в 1954 году. Яркий сценический костюм «Клоуна», в котором неестественно широкие,  бесформенные штаны сразу же бросаются в глаза, выполнен из двухслойного стекла – белого (так называемого «молочного») и оранжевого и декорирован алмазной гранью. Оранжевый и белый – цвета, ассоциирующиеся с двумя сценическими образами в профессии – «Белый» клоун и «Рыжий» клоун, чаще всего выступающими в паре. Контраст между белым и оранжевым цветом стекла подчеркивает конфликт  между «Белым» и «Рыжим» на арене цирка, который лежит в основе их взаимоотношений.

Десертный набор «Шарик».

Десертный набор создан художником Шуваловым Е.С. из бесцветного и дымчатого стекла. Дымчатые стекла получают смешением трех красителей – никеля, хрома и кобальта. Их цвет может быть как нейтральным серым (наиболее распространенный), так и иметь какой-либо преобладающий оттенок. Нейтральные (серые) стекла обладают равномерным пропусканием цветных лучей по всему спектру дневного света. Приняв серое стекло за исходное, можно добиться любого цветного оттенка, изменяя соотношение красителей.