Тысяча сверкающих историй, часть 10

Ваза «Лист» и скульптура «Конь».

Прекрасный образец изделия эпохи «модерна» (рубеж ХIХ-ХХ вв.) – ваза «Лист». Она выполнена из двухслойного стекла (бесцветного и цветного стекла темно-красного цвета – «медного рубина») и декорирована препаратами жидкого золота. 

Для получения медных рубинов в шихту вводят оксид меди, который придаёт стеклу неповторимый насыщенный тёмно — рубиновый цвет. Создателем медного рубина является Михаил Васильевич Ломоносов. Медный рубин — один из самых сложных в варке видов стекла. Чаще всего его используют при создании изделий из двухслойного стекла, так как цвет медного рубина в чистом виде очень темный. В толстом слое сплошь окрашенное стекло кажется черным, что наглядно демонстрирует следующий экспонат – скульптура «Конь», созданная художником М.М. Маршумовым в 1968 году.  

С помощью гутных приемов художнику удалось создать образ мощного длинногривого битюга, коня-труженика, на краткий миг отдыха освобожденного от хомута и оглобель, и гордо красующегося перед зрителем.

Декоративная композиция «Сельская свадьба».

Одним из способов обработки стекла в холодном состоянии является декорирование с помощью струи песка, подаваемой под мощным давлением в специальной герметичной установке. Песчинки, ударяясь о стекло, придают ему матовый вид. Этот способ был изобретен Б. Тильгманом в 1870 году в США. С помощью пескоструйной обработки легко получить как  легкую матовую поверхность, так и глубокий контррельеф. Прекрасным примером является композиция «Сельская свадьба», созданная художником В.И. Котовым в 1977 году.

Ваза «Белочка».

Существуют виды стекол, имитирующие природные минералы, такие, как малахит, лазурит, яшма. Для имитации малахита в качестве красителя берут оксиды меди и хрома. Белые слои и полосы получают, добавляя фтористые глушители. Для этого стекло варят из двух резко различных по составу шихт, что является одним из самых сложных рецептов в области стеклоделия. На Дятьковском хрустальном заводе в течение долгого времени выпускались вазы и пепельницы из малахитового стекла, пользовавшиеся любовью и популярностью у потребителей.

Автором вазы «Белочка» является художник Е.С. Шувалов, год создания – 1955.

  Рюмка. XIX век.

Одним из распространенных в XIX веке методов декора стекла и хрусталя являлось гильоширование. Этот прием ярко виден на пойле (верхняя часть) рюмки, выполненном из цветного стекла.

Гильоширование  — механический способ украшения изделий травлением, внешне напоминающий очень тонкую гравировку. С помощью гильоширной машины рисунок одновременно может быть одновременно нанесен сразу на несколько изделий (до восьми), которые предварительно покрываются защитной мастикой и впоследствии подвергаются химическому травлению. Постепенно декор гильоширными машинами был вытеснен из производства более производительными  и простыми методами декора и в современное время практически не применяется.