Тысяча сверкающих историй, часть 1

Музей хрусталя представляет новый виртуальный проект — «Тысяча сверкающих историй».

         Каждый из экспонатов музея — воплощенная память, свидетельство эпохи. За каждым — история. И каждая история достойна быть прочитанной.

         Открывает проект один из самых удивительных образцов искусства дятьковских хрустальщиков — единственный в мире подсвечник высотой 210 сантиметров. Подсвечник был создан дятьковскими мастерами  в 1831 году из трехслойного стекла – молочного — белого, рубиново — красного и бесцветного. Для придания стекломассе рубиново — красного цвета в качестве красителя используют золото высшей пробы, чем  и обусловлено название такого стекла – «золотой рубин».  Золотой рубин является одним из самых дорогих видов художественного стекла. В белый цвет стекло красят соединениями фтора или фосфора. В В исторических документах русских заводов такое стекло иногда называли «костяной материей», так его окрашивали костной мукой.

         Подсвечник был изготовлен для убранства Преображенского собора. Этот великолепный храм был выстроен в Дятьково в 1810 году.

        Яркой страницей в истории Дятьковского художественного стекла является творчество Елизаветы Меркурьевны Бём. Свои идеи она реализовывала на Дятьковском хрустальном заводе в конце ХIХ века.

Произведения Елизаветы Бём, которые завод выпускал как «не прейскурантные» (то есть ограниченным тиражом), пользовались огромным успехом, не только потому, что они отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что они были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. Принимая за основу посудные формы допетровской Руси – братины, чарки, ковши, художница создала на заводе свои знаменитые произведения, которые завоевали не только российское, но и международное признание.

         В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления, с дальнейшей росписью высокими  эмалями.

Более подробную информацию можно найти здесь:

https://artefact.culture.ru/ru/subject/stakan-iz-nabora-zima

https://artefact.culture.ru/ru/subject/kuvshin-ldinka

         «Среди зеленых листочков и ароматных ягод  сверкают золотые пряди — это Хозяйка Земляники следит за растениями и внимательно смотрит на небо, ожидая дождя…» — так вполне могла бы начинаться сказка об одном из предметов музейной коллекции — небольшом графине для вина, выполненном в стиле «модерн».

         Графин выполнен в технике «тихого дутья» (при выдувании заготовку не вращают в форме). После отжига поверхность была сделана матовой с помощью  плавиковой кислоты и украшена интересным живописным сюжетом.

 Кувшин — холодильник

Кувшин – сосуд для напитков с  обозначенными горлом и ручкой. Формы кувшинов могут быть круглые, конические, овоидные, цилиндрические, чаще всего на плоском основании, редко – на низкой ножке. Иногда кувшины  цилиндрической формы с крышкой называют «жбанами», а специальные кувшины для кваса – «квасниками».  В XVIII веке в России и Германии делались кувшины, внутри которых помещался пузырь для льда.

         В прейскурантах Дятьковской хрустальной фабрики начала ХХ века подобные изделия называются  «кувшин с местом для льда».

         Удобные и практичные, эти кувшины позволяли в эпоху, когда еще не существовало холодильников, подать к столу холодный напиток в жаркое время года. Заранее приготовленный и хранившийся в глубоких погребах-ледниках лед помещали в кувшин, не боясь, что он растает и изменит вкус напитка.

Кубок с рельефным изображением морды козла выполнен из бесцветного стекла методом пресса; принадлежит к числу прейскурантных изделий завода,  выпускается с ХIХ века по настоящее время.

Рельеф козлиной морды, выполненный на изделии, обладает удивительной способностью «изменять настроение». Суровый и неприветливый снаружи,  козёл приобретает весёлый, пьяный и залихватский вид, если, выпив напиток, посмотреть на него изнутри кубка. Достигается это благодаря особым оптическим эффектам и специальным приемам обработки рельефа.     Благодаря этой забавной особенности в ХIХ веке кубок относился к категории «потешных», развлекательных предметов.