Тысяча сверкающих историй, часть 2

Ваза в стиле «модерн»

Небольшая ваза овоидной формы, выполнена в стиле «Модерн». «Модерн» — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн с его текучими линиями, волнистым растительным орнаментом оказался чрезвычайно созвучным произведениям из художественного стекла.

«Березка»

Набор «Берёзка» создан для повседневного использования и является удачным примером декора химическим матированием и живописью. Контраст бесцветного стекла и матового рисунка стволов ассоциативно воспроизводят образ березовой рощи.

И кувшин, и стаканы выполнены вытянутыми, словно стремящиеся к солнцу стройные деревья. Созданный В.А. Филимоновой питьевой прибор «Березка» принадлежит к числу лучших образцов продукции 1960-х годов.

Лампада. ХIХ век.

Слово «лампа́да» имеет греческое происхождение, образовано от греч. lampas — свет, светило, факел. Лампада — в византийских и русских храмах — светильник перед образом, иконой. В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

История лампад и церковной утвари на Дятьковской хрустальной фабрике началась в первой половине XIX века и связана с завершением строительства храма Преображения. Именно эта постройка раскрыла неограниченные возможности использования хрусталя и цветных стекол в декоре интерьера.

Данная лампада выполнена в веке из трехслойного (бесцветного, золотого рубина, молочного) стекла.

Кувшин. ХIХ век.

Кувшин выполнен из бесцветного стекла и декорирован стекломассой зеленого цвета в технике «путаная нить». Данная техника относится к гутным приемам декорирования, то есть выполняется непосредственно возле стекловареной печи.

При изготовлении изделия в подобной технике горячее тулово (температура стекла в момент выдувания – около 1000ºС) опутывается тянущейся нитью раскаленного (около 1300ºС) набора стекломассы другого цвета.

Внешняя поверхность кувшина покрыта иризацией. Иризация – способ декорирования поверхности стекла приданием ей радужного эффекта. Достигается путем окуривания подогретого стекла парами солей некоторых металлов, которые образуют на поверхности стекла радужную пленку, состоящую из оксидов этих металлов.

Подсвечник «Эйфелева башня»

Подсвечники появились одновременно со свечами, с целью сделать использования свечей безопасным и удобным. Одно из главных требований к материалу, из которого выполняется подсвечник – его огнестойкость, пожаробезопасность. Стекло прекрасно отвечает этому требованию, и стеклянные подсвечники появились в обиходе с началом активного развития стекольной промышленности.

На Дятьковской хрустальной фабрике в ХIХ веке изготовлялись подсвечники самых разных форм и размеров, как вырабатывавшиеся вручную, так и методом пресса. Некоторые из них полностью соответствуют прейскурантным образцам.

Одним из таких экспонатов является подсвечник, выполненный в виде Эйфелевой башни.