Сочетание несочетаемого в работах Ивана Мачнева

   Мачнев Иван Васильевич пришел работать на  «Дятьковский хрустальный завод» в 1975 году. Он оказал огромное влияние на творческую жизнь  не только коллектива художественной лаборатории, но и всего завода.  Поиск новых форм, все более сложных и разнообразных технических приемов обработки стекла становятся важнейшим для Ивана Мачнева с первых дней его творческой деятельности.

   В  произведениях художника  интеллектуальность, напряженная творческая мысль органично  сочетается  с высшей творческой раскованностью, остроумием и экспериментаторством. Блестяще владея искусством алмазчика и будучи глубоким знатоком всех установленных правил классической системы, декорирования хрустальных изделий, Иван Мачнев выступил в роли  новатора, нарушив все правила, но в то же время, не порывая с традициями, а обновляя их.  Источниками вдохновения для художника были природа, музыка, картины М.Врубеля. 

   Иваном Васильевичем Мачневым были созданы изделия, ставшие классикой для  производства, визитной карточкой  Дятьковского хрустального завода и Брянщины. Это всем известные наборы «Пушка», «Русский камень», «Иван Калита», «Голубой», «Охотничий», «Зелёный шум» .    Во всех своих многопредметных композициях  Иван Мачнев является «художником-постановщиком», как бы предлагая зрителю стать  соучастником шуточного праздничного представления.

   Среди  объемно-пространственных композиций следует особенно выделить «Слушая Стравинского», которая  покорила зрителей не только на отечественных выставках, но и за рубежом, в Эрфурте.

Свежесть, задор и остроумие, излучаемые этой композицией,  сродни ликующим звуковым новосочетаниям  и новосопоставлениям, которые  как  музыка Стравинского похожи на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга — это сочетание несочетаемого.  Старинная грань «галошка», создала мерцающую поверхность, оттеняющую гладкие медальоны, пластичные ножки, ручки и носики сосудов.

«Слушая Стравинского»

   Декоративная композиция «Барон Мюнхгаузен»  подтвердила, что для  творческой фантазии  границ не существует. Стеклянные, как бы слепленные из нескольких объемов  формы рюмок диковинны,  как сами рассказы  о невероятных приключениях барона Мюнхгаузена,  а налитая  в эти формы жидкость при малейшем движении руки громко  и весело булькает, будто рюмки сами сделали глоток.

Декоративная композиция «Барон Мюнхгаузен»

   «Магия вещи» в полном объеме мере видна в сервизе «Зеленый шум», исполненный в цветном стекле, он еще более декоративен, чем «Барон Мюнхгаузен», так как цвет, перетекая из объема в объем, то сгущаясь до густого зеленого, то высветляясь до воздушного — желтого  создает эмоционально насыщенный, сильно воздействующий колорит.

«Зелёный шум»

   В знаменитых наборах для напитков «Пушка», «Конусный» проявляется способность художника к самым неожиданным, но всегда оправданным поворотам темы и трансформации форм.

В наборе  «Пушка» графин подобно старинному литому орудию имеет непривычный наклон,  а стаканчики, напоминают по форме пушечные ядра. Гранение алмазным камнем превращает эти некрупные вещи в сверкающую драгоценность.

 В наборе «Вращение»  художник возрождает традицию русских потешных сосудов 18 века. На большом блюде вокруг графина-конуса, который может вращаться вокруг своей оси, группируются бокалы- конусы, все вместе превращаясь в большой искрящийся конус.

«Вращение»

   В сервизе  «Иван Калита», состоящем из серии графинов и стаканчиков, формой напоминающими кошели для денег времён царствования Ивана Грозного,  художник   использует классическую алмазную грань-«русский  камень». Высокие и приземистые, тонкие и плотные графины, словно бояре и боярыни стоят в своих узорчатых, расшитых жемчугами нарядах. Сходство еще более усиливает формой и огранкой пробок, которые кажутся драгоценными кокошниками и боярскими шапками.

«Иван Калита»

   Композиция «Берендеи» создает ощущение сказочного чудодейства, где проявляется особый дар  Ивана Мачнева  — способность   создавать  остросовременные, оригинальные  произведения,  не только сохраняя, но и умножая  специфические  декоративные особенности хрусталя. В процессе выработки изделий художник перехватывает инструментом горячее стекло  в нескольких точках, деформируя и создавая тем самым новый силуэт вещи.

   Декоративные композиции «Алхимия » и «Эликсир» просто завораживают необычной пластикой предметов, навеянных контурами химической посуды средневековых алхимиков. Подчеркивает драгоценность приготовляемого напитка  в сервизе «Эликсир»  роспись золотом  с пескоструйной обработкой.

«Алхимия»

      Увидев работы Ивана Васильевича Мачнева однажды, забыть их уже невозможно. По праву творчество художника является яркой страницей  советского стеклоделия.