Мачнев Иван Васильевич пришел работать на «Дятьковский хрустальный завод» в 1975 году. Он оказал огромное влияние на творческую жизнь не только коллектива художественной лаборатории, но и всего завода. Поиск новых форм, все более сложных и разнообразных технических приемов обработки стекла становятся важнейшим для Ивана Мачнева с первых дней его творческой деятельности.
В произведениях художника интеллектуальность, напряженная творческая мысль органично сочетается с высшей творческой раскованностью, остроумием и экспериментаторством. Блестяще владея искусством алмазчика и будучи глубоким знатоком всех установленных правил классической системы, декорирования хрустальных изделий, Иван Мачнев выступил в роли новатора, нарушив все правила, но в то же время, не порывая с традициями, а обновляя их. Источниками вдохновения для художника были природа, музыка, картины М.Врубеля.
Иваном Васильевичем Мачневым были созданы изделия, ставшие классикой для производства, визитной карточкой Дятьковского хрустального завода и Брянщины. Это всем известные наборы «Пушка», «Русский камень», «Иван Калита», «Голубой», «Охотничий», «Зелёный шум» . Во всех своих многопредметных композициях Иван Мачнев является «художником-постановщиком», как бы предлагая зрителю стать соучастником шуточного праздничного представления.
Среди объемно-пространственных композиций следует особенно выделить «Слушая Стравинского», которая покорила зрителей не только на отечественных выставках, но и за рубежом, в Эрфурте.
Свежесть, задор и остроумие, излучаемые этой композицией, сродни ликующим звуковым новосочетаниям и новосопоставлениям, которые как музыка Стравинского похожи на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга — это сочетание несочетаемого. Старинная грань «галошка», создала мерцающую поверхность, оттеняющую гладкие медальоны, пластичные ножки, ручки и носики сосудов.
Декоративная композиция «Барон Мюнхгаузен» подтвердила, что для творческой фантазии границ не существует. Стеклянные, как бы слепленные из нескольких объемов формы рюмок диковинны, как сами рассказы о невероятных приключениях барона Мюнхгаузена, а налитая в эти формы жидкость при малейшем движении руки громко и весело булькает, будто рюмки сами сделали глоток.
«Магия вещи» в полном объеме мере видна в сервизе «Зеленый шум», исполненный в цветном стекле, он еще более декоративен, чем «Барон Мюнхгаузен», так как цвет, перетекая из объема в объем, то сгущаясь до густого зеленого, то высветляясь до воздушного — желтого создает эмоционально насыщенный, сильно воздействующий колорит.
В знаменитых наборах для напитков «Пушка», «Конусный» проявляется способность художника к самым неожиданным, но всегда оправданным поворотам темы и трансформации форм.
В наборе «Пушка» графин подобно старинному литому орудию имеет непривычный наклон, а стаканчики, напоминают по форме пушечные ядра. Гранение алмазным камнем превращает эти некрупные вещи в сверкающую драгоценность.
В наборе «Вращение» художник возрождает традицию русских потешных сосудов 18 века. На большом блюде вокруг графина-конуса, который может вращаться вокруг своей оси, группируются бокалы- конусы, все вместе превращаясь в большой искрящийся конус.
В сервизе «Иван Калита», состоящем из серии графинов и стаканчиков, формой напоминающими кошели для денег времён царствования Ивана Грозного, художник использует классическую алмазную грань-«русский камень». Высокие и приземистые, тонкие и плотные графины, словно бояре и боярыни стоят в своих узорчатых, расшитых жемчугами нарядах. Сходство еще более усиливает формой и огранкой пробок, которые кажутся драгоценными кокошниками и боярскими шапками.
Композиция «Берендеи» создает ощущение сказочного чудодейства, где проявляется особый дар Ивана Мачнева — способность создавать остросовременные, оригинальные произведения, не только сохраняя, но и умножая специфические декоративные особенности хрусталя. В процессе выработки изделий художник перехватывает инструментом горячее стекло в нескольких точках, деформируя и создавая тем самым новый силуэт вещи.
Декоративные композиции «Алхимия » и «Эликсир» просто завораживают необычной пластикой предметов, навеянных контурами химической посуды средневековых алхимиков. Подчеркивает драгоценность приготовляемого напитка в сервизе «Эликсир» роспись золотом с пескоструйной обработкой.
Увидев работы Ивана Васильевича Мачнева однажды, забыть их уже невозможно. По праву творчество художника является яркой страницей советского стеклоделия.