Существует множество способов декорирования стекла и хрусталя в холодном состоянии. Одним из самых эффектных является матирование стекла, при котором на поверхности изделия образуется непрозрачный матовый слой.
Матовое стекло получают несколькими способами: путём пескоструйной обработки или травления кислотой. В результате на одной стороне изделия образуется шероховатая поверхность, которая делает стекло полупрозрачным, рассевая проходящий через него свет, тем самым размывая изображения, но при этом пропуская свет. Изделие может быть матовым полностью или частично, если нанести на поверхность изделия защитный слой или трафарет.
Принцип пескоструйного декорирования стекла основан на том, что остроугольные зёрна кварцевого песка с силой ударяясь о поверхность стекла, оставляют на нём выколки и царапины. Благодаря этому поток падающего или проходящего света рассеивается, в результате чего изделие становится матовым и непрозрачным.
Этот метод декора стекла был случайно открыт жителями селения, расположенного вблизи моря. Они заметили, что при сильных порывах ветра песок, ударяясь в окна, царапает стекло и делает его матовым. А если наклеить на окно трафарет, то со временем образуется матовый рисунок.
На выставке представлены уникальные декоративные композиции, созданные художниками Дятьковского хрустального завода в разные периоды времени, декорированные с помощью метода пескоструйной обработки.
Матовое травление (матирование) осуществляется таким образом, чтобы на поверхности стекла образовался прочный закреплённый слой мелких кристаллов солей. Рассевающие свет грани этих кристаллов и создадут матовый эффект у стекла. Такое травление осуществляется при помощи плавиковой кислоты (HF), которая разрушает основу стекла – кремнезём.
Мастера дятьковского хрустального завода владели такой техникой декора ещё в XIX веке. Подтверждением этого являются экспонаты, представленные на выставке.
Ещё один очень красивый, но трудоёмкий метод — травление по цветному стеклу, с помощью которого можно получить сложные полутоновые рельефные рисунки на накладном двухслойном стекле. Цветной слой протравливают плавиковой кислотой (HF) на различную глубину, добиваясь при этом необходимой интенсивности цвета на каждом участке травления.
В самом начале 1950-х г.г. художником Дятьковского хрустального завода Е.С. Шуваловым были выполнены вазы в технике декорирования многослойного стекла способом глубокого травления.















