Клейма Дятьковской хрустальной фабрики XIX века.

Клейма Дятьковской хрустальной фабрики XIX века.

Известно что, на художественных произведениях из стекла, выполненных  сложным  ручным методом ставить клейма не принято, т.к. это искажает художественный облик изделия, как бы удешевляет его. Вот почему искусствоведам, коллекционерам бывает очень сложно атрибутировать  те или иные изделия, установить их принадлежность к какому либо производству. Однако в музее дятьковского хрусталя есть экспонаты XIX века на которых имеются: маркировки, клейма и надписи.

      В XIX веке продукция завода постоянно участвовала в отечественных и зарубежных промышленных и художественных выставках, они приносили успех, признание и награды.                                                                   

      На первой Всероссийской выставке мануфактур в Санкт – Петербурге в 1829 году продукцию Дятьковской фабрики награждают Большой золотой медалью, это давало право изображать на своих изделиях Российский Государственный Герб. В фондах музея сохранились кружки ручной работы, на донышках их стоит клеймо с гербом, а по кругу надпись «Хрустальная фабрика Дятьково М.П.Т.Т.».

      Неоднократно по результатам выставок заводу присуждалось множество наград и в том числе право изображать на изделиях Российский Государственный Герб.

В музейной коллекции есть узкий бокал с надписью «Образецъ Чистякова», это может означать автора рисунка, фамилию заказчика или название сервиза.

Среди продукции завода XIX века было много сервизов под разными фамилиями; например – сервиз Чапский фасон,  Белюстинская  грань и другие. Белюстин Н.И. в конце XIX века работал на мальцовских заводах юрисконсультом; возможно алмазная грань была предложена им, отсюда и название сервиза.

На некоторых изделиях, стоят тем или иным способом нанесённые цифры. Например, на фужере  из простого стекла выгравировано — «№33-6». Что это может означать?

Ещё с XIX века, судя по мальцовским Прейскурантам, существовали специальные обозначения для производственных изделий. Среди них были и номера, которые обозначали следующее: номер сервиза, номер рисовки, номер травления, номер грани, номер фасона.

Таким образом, на фужере с номерной гравировкой, цифра 33 могла обозначать номер гравированного рисунка, а цифра 6 — его форму.

Некоторые из этих обозначений сохранились и в XX веке. Термины «номерная гравировка». Или «номерная шлифовка» используется производственниками и в настоящее время.