К юбилею Стольниковой В.В.

31 января в г. Дятьково родилась Виктория Викторовна Стольникова (Чумакова), член Союза художников Российской Федерации, художник Дятьковского хрустального завода. Работая на заводе около 10 лет, Виктория Викторовна создала немало предметов из стекла и хрусталя, некоторые из которых являлись серийной продукцией завода.

В честь юбилея художника, наш Музей дятьковского хрусталя взял интервью у Виктории Викторовны, где она рассказала нам о своем творческом пути в становлении художника.

— Виктория Викторовна, вы родились в семье знаменитой художницы Дятьковского хрустального завода, Заслуженного художника Российской Федерации, Зинаиды Федоровны Чумаковой. Расскажите, когда же состоялось ваше первое знакомство с хрусталем?

Еще в раннем детстве. Мама иногда приводила меня с собой на работу, в свою мастерскую на заводе. И тогда же она показала мне стекловаренные печи, огромные, огнедышащие. Верстаки, где стеклодувы чудесным образом работали с горячим материалом. Помню, что все вокруг шумело, гудело, находилось в беспрерывном движении. Потом мы ходили по огромным цехам со станками для обработки стекла алмазной гранью. Там был такой характерный запах и звук. В общем, еще ребенком, я была очень впечатлена этим могучим промышленным гигантом, каким раньше был Дятьковский хрустальный завод. Ну, конечно, на производство детей не положено было пускать… Но, за ручку, с мамой, иногда делали исключение.

— Наблюдая за маминой работой, вы уже тогда твердо для себя решили пойти по её стопам?

Нет. Я и думать боялась стать художником. Семь лет училась музыке. А когда окончила музыкальную школу, робко попросилась пойти в художку. Ну, и, слава Богу, попала там к замечательному педагогу, который еще маму учил, Лукьянцеву Юрию Павловичу. Рисовала я всегда, но в художке произошел поворот сознания. Решила, что декоративное искусство — это то, чем я хочу заниматься в жизни.

Виктория Викторовна окончила Московское Высшее художественно – промышленное училище им. С.Г. Строганова, получив диплом реставратора стеклоизделий IV  разряда. Там же, поступив на отделение Художественной обработки стекла, защитила диплом художника декоративно-прикладного искусства по специальности «Художественное стекло».

-Вы получили художественное образование. В художественном образовании есть много направлений. Как так получилось, что вы выбрали именно это направление – работа со стеклом и хрусталем?

Самое первое посещение завода осталось в душé. И это было настоящим очарованием детства! Впоследствии, я часто бывала у мамы в мастерской, где стекло окружало и зачаровывало. Это такой магический материал! Уже невозможно было выбирать. Оно само меня выбрало!

-Какой был ваш дипломный проект?

В дипломном проекте участвовало сразу две композиции. Одна из них была гутная [с применением гутной техники, т.е. совокупности приемов обработки горячего стекла, при которых все операции совершаются мастером у стекловаренной печи] – «Подарок к свадьбе» (очень символично, потому что в то время я как раз замуж выходила), а также композиция украшенная алмазной гранью «Двое в городе. Любовь»

— Кого вы считаете своими учителями? Кто помог вам сформировать свой художественный вкус? Может кто-то из художников повлиял на ваше творчество?

Галина Александровна Антонова – мой любимый педагог. Она очень деликатно, но настойчиво стремилась в годы обучения в институте воспитать из нас, тогда беспечных студентов, самостоятельных художников, способных уверенно выражать свои мысли. Также я очень благодарна маме, художнику Зинаиде Федоровне Чумаковой. Она человек редкой одаренности и ее трудоспособность всегда вызывала у меня восхищение. Касаясь вопроса о влиянии на творчество, можно сказать, что влияние чужого творчества на художника может быть скрыто, подспудно. Я восхищаюсь живописью импрессионистов, логикой конструктивизма, грацией скульптур античности. Это формирует вкус. Вдохновляет. Но, подражание чему-то, на мой скромный взгляд, не лучший путь для творческого человека.

Работать без вдохновения очень сложно, если совсем не невозможно. Расскажите, чем вдохновляетесь вы?

Я очень люблю путешествия! А вдохновение, оно иногда приходит независимо даже от положения тела в пространстве. Просто, какая-то мысль не дает покоя, и начинаешь её обдумываешь везде. А когда складывается определенный образ, начинаешь его воплощать по мере сил.

— Виктория Викторовна, расскажите о работе, которая вам особенно близка.

Хотелось бы выделить этот смешной Автопортрет с мыслями о Древнем Египте.

Это шуточная небольшая работка по мотивам древнеегипетских керамических скульптур Писцов. Здесь я немножко иронизирую над собой. Эта работа одновременно и шутливая, и наполнена особым философским смыслом. Можно снять с головы пирамидку — пропадут мысли о Египте. Можно снять себя с пьедестала, если сильно вознесешься.

— Так что сложнее? Создавать своё или работать над чьим-то заказом?

Для меня — сложнее работать над заказом. В таком случае трудно победить стереотипное мышление заказчика. Художник, в этом случае должен быть убедителен как истинный психолог, чтобы донести свои лучшие мысли и заказчик дал добро на реализацию проекта. В процессе самостоятельного создания творческих вещей, автор преодолевает только «сопротивление материала». В данном случае душевной борьбы затрачивается меньше. Хотя, бывают и исключения, ведь когда не получается реализовать задуманное, тоже приходится помучаться.

Создание любого шедевра – заслуга сразу нескольких профессионалов – художника, выдувальщика, алмазчика. Скажите, насколько важно найти точки соприкосновения в работе над общим делом?

Мастера мне попадались в жизни замечательные! Татьяна Ильинична Прокопьева — замечательный алмазный мастер, с которым я работала на Дятьковском хрустальном заводе. Сергей Иванович Фролов — лучший выдувальщик, золотые руки! Игорь Васильевич Кавалеров — чудесный выдувальщик, тонко чувствующий материал. Михаил Пропьевич Емельянов — также выдающийся специалист своего дела. Мне довелось поработать и с потрясающими мастерами – разрисовщиками – Азой Гасалюк и Петром Иосифовичем Флёсом. Мастера – это «руки» художника. Уметь общаться с мастерами – особое искусство. После работы на Дятьковском хрустальном заводе я занималась созданием витражей. В этом направлении также есть люди исключительно одаренные. Художник должен опираться на их опыт и использовать его в своей работе. Хороший мастер всегда готов делиться мастерством. Нужно только подобрать правильную интонацию общения.

— Хотелось ли вам самой «встать у станка» или вы пробовали себя в роли выдувальщицы / алмазчицы.

Я училась алмазной резьбе в учебно-промышленном комбинате (раньше были такие профориентационные курсы). К тому же, перед поступлением в институт год работала разрисовщицей по стеклу на Дятьковском хрустальном заводе. Уже в институте нас обучали основам шлифования, травления, росписи, пескоструйной обработке и алмазному гранению. Так что, я отлично знаю это направление и могу работать руками. Правда, чтобы стать Мастером в каждой из этих областей, надо посвятить этой работе много времени. Моя мама, Зинаида Федоровна Чумакова имела квалификацию мастера алмазного гранения. У меня тоже есть разряд разрисовщицы. Различные уменья только добавляют художнику средств выразительности. Я, например, всегда хотела научиться стеклодувному мастерству. Но, мне кажется, это более мужская сфера.

— Виктория Викторовна, в нашем музее представлены некоторые ваши работы. Вы их сами шлифовали?

Нет. Для разработки авторских образцов художкикам были предоставлены заводом замечательные мастера. В частности, со мной работали алмазчица Татьяна Ильинична Прокопьева, мастер гравировки Марина Викторовна Лексикова и многие другие. Хотя, вот композицию «Автопортрет» дорабатывала сама.

-Когда-то вы усердно учились, чтоб стать первоклассным художником. А сейчас вы учите молодое поколение. Много у вас учеников? Какие знания вы передаете молодому поколению?

Сейчас я работаю преподавателем в частной детской художественной школе в Москве. Я преподаю базовые знания изобразительного искусства: основы композиции, рисунок, живопись. Учу детей, иногда взрослых людей, заинтересовавшихся искусством. Периодически провожу мастер классы по витражному делу с использованием техники «Тиффани», стеклянной мозаики.

В последнее время я увлеклась тканями, пэчворком и сажением по бели. Делаю реплики старинных кокошников.

В Музее дятьковского хрусталя хранятся несколько работ, изготовленных по эскизам Виктории Викторовны, большая часть которых представлена в основной экспозиции Музея: сувенир «Маска», пивная кружка «Раки», композиция «После бала» — изготовленная для театрально-телевизионного фестиваля «России первая любовь», особенно полюбившаяся посетителям музея.

Стольникова В.В. Декоративная композиция «После бала», 1999 г.

Увидеть работы художника вы можете, посетив наш Музей, который открыт для всех посетителей с 10:00 до 18:00, все дни кроме понедельника.

Виктория Викторовна, Музей дятьковского хрусталя благодарит Вас за интересное интервью!