1000 сверкающих историй. Часть 45.

Ваза для сервировки стола.

         Алмазная резьба (алмазная грань) возникла в Англии в конце XVIII века. Уже на рубеже XVIII – XIX века конкурентами Англии в этой области стали Чехия, Франция и Россия. Русскими мастерами был создан особый, узнаваемый во всем мире стиль. Истоки его особенностей можно найти в декоративных элементах орнаментальной выемчатой резьбы по дереву, например на русских прялках или рубелях.

Характерными элементами русских узоров алмазной грани являются крупные медальоны в сочетании с ограненными площадками чистого стекла, так называемыми «камнями». Крупные медальоны контрастировали с гладким нетронутым стеклом и ярко выделялись на темном фоне. Этот стиль получил признание даже в Англии, где впервые применили технику глубокой резьбы по хрусталю.

Сегодня один из самых узнаваемых и известных узоров алмазной грани, широко применявшийся мастерами и художниками ДХЗ – «русский камень».

Безупречный рисунок «русского камня» украшает вазу из двухслойного стекла, созданную А.А. Липской в 1954 году.

         Ваза.

         Способ центробежного формования изделий является сравнительно новым. Как и при ручном прессовании, наборщик набирает порцию стекломассы на железный прут и подносит ее к форме. Оператор отрезает стекломассу ножницами на глаз. Горячая стекломасса растекается по форме, ее поверхность выравнивается. Затем форма приводится во вращение со скоростью 900-1600 оборотов в минуту. За счет центробежной силы стекло поднимается вверх по стенкам формы. Край изделия оформляют в горячем состоянии или, как в данном случае, оставляют неровным. Форма обдувается сжатым воздухом, изделие охлаждается и затвердевает. Внутренняя поверхность таких изделий получается совершенно гладкой, так как она не соприкасается с металлом. Внешняя поверхность может быть какой угодно, это зависит от решения художника.

Автор этого яркого изделия из селенового стела – Б.В. Федоров, время создания – начало 1980-х годов.

Графин из набора «Капелька».

         Предметы из дымчатого стекла требуют исключительного совершенства формы, поскольку внешняя поверхность их остается гладкой и не декорируется. Мягкий цвет изделий, сохраняя прозрачность, подчеркивает контуры и акцентирует пластическую законченность силуэта. Темные тона и прозрачность дымчатого стекла особенно хорошо подчеркиваются деталями из бесцветного или наоборот, темного непрозрачного стекла. Графин для ликера из набора «Капелька», созданного Е.С. Шуваловым в 1962 году, в полной мере демонстрирует строгую красоту дымчатого стекла.

Набор «Тайга».

         В наборе «Тайга» художник И.В. Мачнев, применяя редкую технику «сколотой грани», обыгрывает несколько мотивов, напрямую подсказанных самой природой. В объемах предметов чувствуется определенная перекличка со стволами деревьев, усиленная трактовкой фактуры, напоминающей древесную кору. Даже блюду придано сходство с распилом дерева, на котором видны годовые кольца и затейливое переплетение прожилок.

Графин из композиции «Полюшко-поле».

Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю герои,
Эх, да Красной армии герои
!

Представленный графин – самостоятельный элемент, входящий в декоративную композицию. Источником вдохновения для художника С.Г. Рязановой, создавшей «Полюшко-поле» в 1963 году, послужила известная советская песня. В 60-е годы ХХ века в советском стеклоделии такой традиционный метод украшения изделий, как живопись, был переосмыслен, и детали орнамента стали располагаться на изделиях гармонично включенными в общий декоративный строй и просвечивающий объем. Данный графин — примером такой росписи растительного и сюжетного характера.

Экспонат представлен на платформе «Артефакт»: https://ar.culture.ru/ru/subject/vaza-16