100 лет со дня рождения П.И. Флёсса.

Пётр Иосифович Флёсс родился 10 апреля 1923 г. в городе Дятьково Брянской области. В юном возрасте он любил бывать у отца в сапожной мастерской, где мастер обучил сына своему ремеслу. Закончив 5 классов, он начал свою трудовую деятельность в 1938 г. в подмастерье у отца.

15 июня 1941г. Пётр Иосифович был признан годным к строевой службе и зачислен в 36 отдельный мотострелковый полк НКВД, стрелком. В звании рядового прошел всю войну и вернулся в родной город с орденом Отечественной войны II степени и медалями: «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

После окончания службы в рядах Советской Армии, Пётр Иосифович работал по специальности в Дятьковской артели «Свой труд». 13 декабря 1951 г. начал свою трудовую деятельность на Дятьковском хрустальном заводе в должности живописца. В 1955 г. был переведен в живописный отдел мастером. Проработав на Дятьковском хрустальном заводе более 40 лет, Пётр Иосифович осуществлял различные замыслы художников в сложнейших техниках: «золотой чеканки», росписи высокими эмалями, фотопечати. Своим учителем Пётр Иосифович называл Козявина Николая Васильевича, а после работал и с Козявиным Иваном Алексеевичем.

Вся трудовая деятельность Петра Иосифовича была связана с живописным цехом. Он расписывал заводские образцы изделий, многие из которых являлись серийной продукцией Дятьковского хрустального завода. В отделе главного художника он проработал более 13 лет, где воплощал в жизнь задумки таких художников, как Липская А.А., Шувалов Е.С., Котов В.И., Кизлов М.М., Шевченко В.Я. Пётр Иосифович много работал с Мачневой И.А. Вдохновленная его творчеством, она брала у него уроки живописи.

Рукой мастера расписана и композиция «Стеклодувы» — первая декоративная композиция художника М.М. Кизлова на Дятьковском хрустальном заводе. На четырёх стеклянных предметах показана жизнь и работа дятьковских мастеров-выдувальщиков, работников гуты. После тяжелого рабочего дня, мастеров встречает уютный парк, наполненный пышными зелеными деревьями среди которых синеет и заводской пруд, в котором так любили работники купаться после работы в жаркой гуте. Декоративная композиция «Стеклодувы» выполнена в духе патриотизма, который присущ многим мастерам Дятьковского хрустального завода. 

Необходимо отметить виртуозно исполненные росписи на сервизе «Хохлома» автора В.И. Котова. Жбаны, бутыли, кружки цветного стекла от золотисто-желтого до оранжевого, с прозрачными бесцветными ручками-цветами с сочной эмалевой росписью – от такого сервиза будто веет щедростью русского хлебосольства. Безусловно, атмосфера русского фольклора передается и в группе ваз «Синяя птица». Искусно расписанные птицы будто сошли к нам со страниц былинных сказок, а стекло насыщенного цвета «селеновый рубин» усиливает красочность передаваемого рисунка.

Пётр Иосифович расписывал изделия и своими авторскими рисунками. Часто он расписывал  изделия, вдохновляясь сюжетами советских открыток, русских былинных сказок. Некоторые авторские экземпляры предметов хранятся в Музее дятьковского хрусталя. Один из таких предметов выполнен из бесцветного стекла: графин и пара стаканов из набора «Край родной». На тулове графина изображены лесные певчие птицы клёсты-еловики притаившиеся на еловой веточке с шишками. Стаканы украшены еловыми ветками с шишками.

Привлекало внимание Петра Иосифовича стекло цвета «селеновый рубин»: ваза для цветов, на которой мастерски исполнена живописная летняя природа: растущая трава и дерево, ручеек, рядом с которым стоит парень, играющий на рожке птицам; ваза для цветов, на поверхности которой выполнен тончайший рисунок, созданный автором после прочтения рассказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»: заснеженный лес с избушкой, к которой протоптана тропинка и косуля, осторожно крадущаяся к домику. С другой стороны вазы изображены Дюймовочка в шляпке колокольчике и воробей, который ей дарит серебристую акацию.

На вазе «Мальчик с собакой» изображен медальон, внутри которого разворачивается сюжетная линия: мальчишка держит насквозь промокшего щенка стоя в русле реки. Медальон опоясан рамкой, выполненной в виде золоченых завитков. На вазе для цветов из бесцветного стекла, Пётр Иосифович объединил копии картин известных художников: Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на сером волке» и Карла Павловича Брюллова «Итальянский полдень».

По воспоминаниям родных: «Дома всегда что-то рисовал: расписывал филенки на дверях, писал картины. Особенно любил рисовать птиц, животных. За красками ездил в Ленинград. Расписанные вещи тут же раздаривал друзьям, близким». Семья бережно и с любовью хранит боевые и мирные награды мастера, его картины, расписанные графинчики, стаканы, рюмки.

Умер Пётр Иосифович 28 мая 1997 г.